В финском метеорите обнаружены алмазы твёрже земных

Две новые формы ультратвёрдых кристаллов углерода обнаружили в метеорите Haver? учёные из университета Лиона (Universit? Claude Bernard Lyon 1) и ряда других. Любопытно, что, несмотря на громкое утверждение, твёрдость находок напрямую померить невозможно.

Уреилиты – редкий тип метеоритов, содержащих большое количество углерода, графит и алмазы. Название своё получили по первому такому "посланнику небес", названному Новый Урей (изображён здесь) (фото с сайта meteorite-times.com).

Звезда нынешнего исследования – метеорит Haver?, относящийся к уреилитам, упал на территорию Финляндии в 1971 году. Группа учёных под руководством Тристана Ферруара (Tristan Ferroir) недавно взялась за шлифовку и изучение его поверхности.

Исследователи очень удивились, когда обнаружили на отшлифованной поверхности бугорки высотой 10 микрометров. Получается, что выступы были твёрже используемой для шлифовки алмазной крошки.

Учёные присмотрелись к необычной находке и решили исследовать метеорит при помощи нескольких физических методов. Так выяснилось, что выступающие бугорки представляют собой кристаллы из атомов углерода, существование которых было предсказано в теории, но которые ни разу не наблюдались в реальных условиях.

Правда, о твёрдости таких алмазов можно говорить лишь относительно всё той же алмазной крошки: кристаллы столь малы, что измерить их параметры напрямую не представляется возможным. Они определённо твёрже земных алмазов, но насколько – неизвестно.

"Наше открытие было случайным, хотя мы и были уверены в том, что обнаружим необычные углеродные системы", – рассказывает Тристан. На фото одна из частей метеорита, на врезке – увеличенное изображение отдельного участка (фото и иллюстрация Earth and Planetary Science Letters).

В своей статье, вышедшей в журнале Earth and Planetary Science Letters, авторы открытия предполагают, что необычные структуры образовались при прохождении атмосферы и собственно падении метеорита на Землю. (Кстати, статью также можно почитать на этой странице.)

"Наличие более твёрдых, нежели земные алмазы, кристаллов не удивляет", — говорит Чанфэн Чэнь (Changfeng Chen), исследователь алмазов из университета Невады в Лас-Вегасе. Но тут же поясняет, что иногда под воздействием высокой температуры и последующего удара слои графита могут сформировать зоны, которые будут противостоять алмазной крошке, но лишь по одному из направлений.

Однако в данном случае ситуация сложнее: Haver? нагрелся и ударился так, что между слоями графита образовались связи, "защищающие" его по всем направлениям. (Отметим, что примерно по такой же технологии люди создают искусственные алмазы.)

Скрупулёзный минералогический анализ структуры показал: перед учёными два вида углеродных образований. Одно является ультрапрочной ромбоэдрической полиморфной модификацией углерода, а второе – алмазом политипа 21R – обе модификации ранее были лишь предсказаны.