Найден ген морщинистости у шарпея

Учёные из департамента генетики Вашингтонского университета (UW Genome sciences) сообщают, что обнаружили причину уникальной структуры кожи китайского шарпея. Проведённый анализ генов десяти племенных пород собак поможет понять, как эволюция работает на молекулярном уровне.

"Есть редкие случаи человеческих заболеваний, вызванных мутациями, которые приводят к уродствам наподобие кожи шарпея, – говорит Джошуа Эки (Joshua Akey), возглавлявший исследование. – "Лучший друг человека" поможет нам обнаружить дефектные гены, которые вызывают морщины как у собак, так и у людей" (фото Alison L. Ruhe).

Как известно, в потомстве шарпея из двух щенков хотя бы один обязательно будет покрыт морщинами. Стремясь выяснить подоплёку этой закономерности, специалисты изучили гены 32 "сморщенных" и 18 "гладкокожих" особей, сравнивая конкретные участки ДНК с образцами, взятыми у других пород.

В результате титанического труда учёные обнаружили четыре небольших, но существенных различия в генах шарпеев с двумя типами кожи по сравнению с другими собаками.

Единичные отличия в нуклеотидах (однонуклеотидный полиморфизм) располагались в гене, известном как HAS2. Он отвечает за производство одноимённого фермента-производителя гиалуроновой кислоты, одного из главных составных компонентов кожи и хрящей.

Более того, в ходе исследования было выявлено 150 различных участков в генетическом коде животных, которые могут играть роль в придании породам их отличительных черт — богатое поле для дальнейших изысканий.

Статья, суммирующая выводы учёных, опубликована в PNAS.