Охотник за Землями поупражнялся на ультрарыхлых планетах

Команда астрономов, обрабатывающая данные с новейшего орбитального телескопа Kepler, сообщила об обнаружении им "своих" первых пяти экзопланет, среди которых есть весьма любопытные.

Горячие Юпитеры – планеты крупные и близкие к своим солнцам. Находить их проще всего, однако специалисты полагают, что гораздо более холодные и небольшие планеты вскоре появятся в списке открытий "Кеплера" (иллюстрация David Aguilar).

О миссии "Кеплера" мы говорили, её основная задача — поиск экстрасолнечных планет земного типа. Однако и газовые гиганты аппарат тоже интересуют. Именно такие миры и попали в его поле зрения за первые несколько месяцев, прошедших с момента старта.

Среди пяти новичков четыре из-за своих странных параметров заставили астрономов взяться за головы: при диаметре примерно на 40% большем, чем у Юпитера, их средняя плотность насчитывала от 0,166 до 0,894 грамма на кубический сантиметр. Самая разреженная из новых планет, чья плотность сравнима с пенополистиролом, получила имя Kepler-7b. Обнаружены миры были по транзиту, а позднее подтверждены наземными наблюдениями методом измерения колебаний радиальной скорости своих звёзд.

Все пять новых планет (Kepler 4b, 5b, 6b, 7b и 8b) обращаются вокруг звёзд, которые горячее и крупнее Солнца. Размеры планет колеблются от "диаметром с Нептун" до "больше Юпитера", их периоды обращения – от 3,3 до 4,9 дня, а температуры на поверхности округлённо от 1000 до 1700 градусов Цельсия, уточняет National Geographic. На рисунке новые миры показаны в сравнении с Землёй и Юпитером. Детали находки можно найти в пресс-релизе центра Эймса (иллюстрация NASA/Ames Research Center).

Столь рыхлые планеты довольно редки: из 400 с лишним открытых к настоящему времени экстрасолнечных миров – "шариков" с более-менее низкой плотностью не наберётся и пары десятков. Предыдущие же рекордсмены по данному параметру показывали примерно 0,19-0,2 г/см3. И для сравнения: средняя плотность Юпитера равна аж 1,326 г/см3, а считавшегося удивительно рыхлым Сатурна — довольно приличные 0,687 г/см3.

Прибавка ещё четырёх "пуховых гигантов" заставляет учёных думать, что малая плотность является не столь уж редкой чертой у экзопланет (данному открытию посвящена статья в Science).

Но что заставляет газовые гиганты так сильно раздуваться — всё ещё неясно. На этот счёт есть лишь предположения, что свою роль играет близость к звезде, поток тепла, идущий от неё, и интенсивное перераспределение энергии между дневной и ночной стороной газового гиганта, а также между внешними и глубинными его слоями.

Пятая планета, вошедшая в список открытий (Kepler-4b), менее удивительна — это гигант типа Нептуна. Однако на этом находки "Кеплера" исчерпаны не были, добавляет Science. Помимо пятёрки планет он нашёл ещё два странных объекта, которым астрономы пока не могут дать точного определения.

Если газовые гиганты в момент прохождения по диску своего солнца ослабляли его блеск, то тела, названные KOI 81 и KOI 74, действовали обратным образом: блеск их родных звёзд уменьшался, когда объекты скрывались за светилом.

Чудо объясняется просто: температуры новых компаньонов оказались равными 13 500 и 12 000 кельвинам, в то время как родительские их звёзды могут похвастать "всего" около 10 000 кельвинов. Но при этом размеры новых объектов оказались равны 90% и 40% от поперечника Юпитера. Такое сочетание приличных (для планет) диаметров и столь большой температуры поверхности — уникально и пока не объяснено.