Ученые создали препарат для защиты от мутирующих бактерий

Не исключено, что лекарства, применяющиеся для лечения остеопороза, замедлят процесс появления бактерий, не поддающихся воздействию антибиотиков. Так считают сотрудники университета Северной Каролины, возглавляемые профессором биохимии и биофизики Мэттом Рединбо.

После появления в 30-х годы прошлого века пенициллина, за которым последовали другие антибиотики, многим казалось, что медицина наконец-то получила универсальное оружие против болезнетворных бактерий. Однако скоро выяснилось, что бактерии способны мутировать, создавая новые штаммы, устойчивые к антибиотикам. Фармакологи стали создавать все более сильные и универсальные антибактериальные препараты, на что микробы отвечали возникновением новых резистентных форм. К сожалению, этот процесс продолжается и поныне. Более того, медики периодически предупреждают об опасности внезапного появления бактериальных штаммов, полностью защищенных от действия всех существующих и даже перспективных антибиотиков.

В борьбе с лекарствами бактерии обладают сильным оружием – конъюгацией. Так называется один из способов, с помощью которых они передают друг другу генетическую информацию. При конъюгации две бактериальные клетки тесно сближаются и раскрывают отверстия в своих внешних мембранах. Затем одна из бактерий использует эти каналы для передачи соседке части своих генов. Когда этим раз за разом занимаются бактерии, выжившие под действием того или иного антибиотика, появляются новые поколения микробов, обладающие все более сильной устойчивостью к данному препарату.

Процесс конъюгации осуществляется при участии ряда ферментов, прежде всего релаксазы. Профессор Рединбо и его коллеги обнаружили, что действие релаксазы нейтрализуют химические соединения из группы бифосфатов. Любопытно, что эти вещества входят в состав лекарств, которые применяют для лечения разрежения костной ткани – остеопороза. Оказалось, что некоторые бифосфаты не только подавляют процесс конъюгации, но даже уничтожают участвующие в нем бактерии.

Правда, победу над мутантными бактериями праздновать еще рано. Пока что доказано, что бифосфаты блокируют конъюгацию одной лишь кишечной палочки (Escherichia coli). Теперь ученые планируют проверить, как они действуют на другие болезнетворные микробы, в частности, на золотистый стафилококк и возбудители пневмонии.

Apple пытается создать замкнутый контур производства, перерабатывая старую элетроникуApple пытается создать замкнутый контур производства, перерабатывая старую элетронику