Среди соседей Солнца обнаружился чужак

Астрономам удалось показать, что один из ближайших соседей Солнца в Галактике на самом деле родом из скопления на расстоянии 17 тысяч световых лет он нашей звезды. Статья исследователей появилась в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводит New Scientist. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.
Звезда Каптейна. Фото ESO

Речь в работе идет о звезде Каптейна (HD 33793), открытой в 1897 году, которая относится к классу красных субкарликов. Она располагается в созвездии Живописца на расстоянии примерно 12 световых лет от Земли и не видна невооруженным глазом.

У этой звезды есть несколько особенностей. Во-первых, она движется вокруг центра Галактики в направлении, противоположном направлению движения основной массы объектов. Во-вторых, звезда Каптейна обладает вторым после звезды Барнарда собственным движением. Это означает, что координаты HD 33793 на небесной сфере меняются крайне быстро.

Чтобы выяснить происхождение светила, ученые провели анализ состава звезды, а также нескольких светил, которые относятся к так называемой группе Каптейна - скоплению звезд с большим собственным движением. В результате им удалось установить, что 14 из 16 звезд (включай и звезду Каптейна) родом из Омеги Центавра. Это самое большое шаровое скопление в Млечном Пути.

Согласно некоторым теориям, Омега Центавра представляет собой ядро галактики, которая была поглощена нашей во время роста. Масса этого скопления составляет около 5 миллионов солнечных.