НАСА выступает за открытие МКС для всех

По словам представителей НАСА, через три года будет завершено строительство МКС и после 2010 года доступ на станцию следует открыть и тем странам, которое не принимали непосредственного участия в создании МКС.

Строительство МКС ведется преимущественно усилиями США и России, а также при помощи разработок канадского, японского и европейского космических агентств. Всего же в проекте так или иначе занято 15 стран. Конец строительства МКС намечен на 2010 год, тогда же "на пенсию" будут отправлены и современные космические шаттлы, которым на смену придет корабль Orion.

"Постоянно вся станция нам вряд ли понадобится, даже в случае активной научно-исследовательской деятельности. Поэтому имеет смысл открыть станцию для космических агентств других стран, а также представителей бизнеса" - говорит ассистент отдела координации космических программ НАСА Марк Уран.

Напомним, что 20 ноября 1998 — Россия запустила первый элемент МКС — функционально-грузовой блок «Заря» (ФГБ). 7 декабря 1998 — шаттл «Индевор» пристыковал к МКС американский модуль «Unity». 26 июля 2000 года к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль «Звезда». 2 ноября 2000 года транспортный корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции.

18 апреля 2005 глава НАСА Майкл Гриффин на слушаниях сенатской комиссии по космосу и науке заявил о необходимости временного сокращения научных исследований американского сегмента станции. Это нужно для высвобождения средств для форсирования постройки CEV (обеспечить создание к 2010 году, а не к планировавшемуся ранее 2014 году). CEV нужен для независимого доступа США на станцию, прекращённого после катастрофы «Колумбии» в 2003 году. Следует также отметить, что в 2010 году планируется завершить эксплуатацию оставшихся кораблей серии «Спэйс Шаттл».

4 июля 2006 году полеты челнока возобновились, с успешным стартом шаттла «Дискавери» (планируется совершить 17 полётов до 2010), в ходе них на МКС будет доставлено оборудование и модули, необходимые как для достройки станции, так и для модернизации части оборудования, в частности — канадского манипулятора.

Стартовавший 9 сентября 2006 года челнок «Атлантис» доставил на МКС дополнительные модули солнечных батарей (два новых канала первичной энергосистемы американского сегмента), а также радиаторы для системы терморегулирования американского сегмента.

По расчетам специалистов, работать МКС будет как минимум до 2015 года, а в идеале срок ее службы может быть увеличен и до 2022 года. Эксплуатация станции обходится в 1,5 млрд долларов ежегодно.