Физики развеяли миф о зависимости периода полураспада радиоактивных элементов и температуры

Американские физики установили, что период полураспада радиоактивных элементов не зависит от температуры - факт, который интенсивно оспаривался в последнее время. Статья ученых пока не принята к публикации, однако ее препринт доступен на arXiv.org.
Рубидий в колбе. Фото пользователя Dnn87 с сайта wikipedia.org

В рамках исследования ученых интересовал особый тип бета-распада, называемый электронным захватом. Во время этого процесса протон ядра захватывает электрон, превращаясь в нейтрон с испусканием нейтрино. При этом заряд ядра меняется на единицу, а массовое число атома остается неизменным.

Традиционно считалось, что все виды бета-распада не зависят от состава окружения образца и от температуры. Недавно, однако, физики сообщили, что период полураспада одного из изотопов бериллия меняется в зависимости от того, помещен ли этот материал в электропроводящий контейнер или изолирующий. Для объяснения этого феномена ученые предложили теорию, которая объясняет подобное поведение, опираясь на зависимость периода полураспада от температуры внутри контейнеров.

Предметом изучения американских физиков стал один из изотопов рубидия. В результате с точностью менее 0,1 процента им удалось установить, что период полураспада не зависит от температуры. Таким образом, если подобная зависимость для бериллия и имеет место, то она скорее является частным фактом, возможно обусловленным взаимодействием образца со стенками контейнеров.

Новые результаты являются очередным подтверждением основ Стандартной Модели - теории, описывающей взаимодействие элементарных частиц. Если бы зависимость температуры и периода полураспада обнаружилась, то это заставило бы физиков-ядерщиков пересмотреть основы данной теории.

Совсем недавно ученые смогли выяснили, что на период полураспада радия и хлора может влиять расстояние от Земли до Солнца. По мнению ученых, это связано с потоками нейтрино, испускаемыми светилом.