Обнаружили самое удаленное галактическое скопление

Астрономы обнаружили самое удаленное из галактических скоплений. Открытие было сделано при помощи нескольких оптических телескопов, а также космического телескопа Chandra. Краткое изложение результатов ученые приводят в пресс-релизе на сайте проекта.
Скопление JKCS041. Фото NASA/Chandra

Самое удаленное скопление носит название JKCS041 и располагается на расстоянии примерно 10,2 миллиарда световых лет от Земли. Новый рекорд примерно на 900 миллионов световых лет превышает предыдущий - в 2006 году космический аппарат XMM-Newton открыл галактическое скопление XMMXCS J2215.9-1738, расположенное на расстоянии 9,2 миллиарда световых лет от Земли.

Астрофизики подчеркивают, что новое скопление располагается почти на теоретически допустимой границе формирования - дело в том, что оно образовалось менее чем через 3,5 миллиарда лет после Большого Взрыва. Исследователи сомневаются, что гравитация позволяет рождаться галактическим скоплениям за меньшее время.

Изначально JKCS041 было открыто при помощи британского телескопа UKIRT. Последующие наблюдения проводились при помощи телескопа CFH, расположенного на Гавайских островах, а также космического телескопа Spitzer. Однако окончательное подтверждение того, что перед исследователями действительно галактическое скопление, было получено при помощи телескопа Chandra, который работает в рентгеновском диапазоне.

В частности, именно анализ рентгеновского излучения позволил установить, что JKCS041 - полностью сформировавшееся галактическое скопление, а не несколько галактик, случайно попавших примерно на одну прямую относительно земного наблюдателя.

Космический телескоп Chandra был запущен на орбиту 19 августа 1999 года. Аппарат вращается по эллиптической орбите вокруг Земли, делая один оборот чуть более чем за 64 часа. За более чем 10 лет наблюдений Chandra совершил большое количество открытий. Так, совсем недавно при помощи этого инструмента ученым удалось сфотографировать гигантскую "космическую аварию".