На несостоявшейся планете открыта огромная впадина

Астероид Паллада, крупнейший в Солнечной системе, специалисты считают неудавшейся планетой, остановившей развитие в детстве. Переработанные снимки с орбитального телескопа Hubble позволили бросить небывалый взгляд на этот любопытный объект.

Так мог выглядеть взрыв от удара некоего космического тела по Палладе (иллюстрация B. E. Schmidt, S. C. Radcliffe).

Паллада (2 Pallas) — второе по размеру тело в главном поясе астероидов. Крупнее его только карликовая планета Церера. Вместе с астероидом Вестой всю тройку можно считать протопланетами, остановившимися в своём росте. Они так и не собрали достаточно материала из породившего планеты Солнечной системы диска из газа, пыли и обломков.

К Весте и Церере сейчас летит космический аппарат Dawn. Ну а Палладу приходится изучать дистанционно. Группа астрономов под руководством Бритни Шмидт (Britney Schmidt) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) представила в Science новые данные о "планете, которая никогда не повзрослеет".

Палладу характеризует неидеальная форма (поперечник 582 х 556 х 500 км), но всё же этот астероид достаточно велик, чтобы "в пору детства" в его интерьере начался процесс дифференциации слоёв (один из важных признаков, отличающих планеты от просто "летающих гор").

Однако в отличие от сферической Цереры расслоение структуры Паллады, похоже, завершено не было — считает Шмидт. Если в ней и есть ядро, оно только начало формироваться, не "созрев" окончательно. Эта особенность делает Палладу интересным объектом, живым образчиком эволюции протопланеты на ранней стадии, остановленной и замороженной до наших дней.

Наблюдения также говорят о наличии минералов, богатых водой. И это согласуется со сравнительно низкой плотностью Паллады (2,4-2,7 тонны на кубометр).

Главная же находка астрономов — большая депрессия в южном полушарии этого мира диаметром 240 километров. Учёные предполагают, что это ударный кратер. Он "проявился" после того, как на основе большого числа кадров учёные построили 3D-модель Паллады. Кратер окружён тёмной в ультрафиолетовом диапазоне местностью. Вероятно, это материал, который был выброшен при ударе или изменён в результате давнего катастрофического воздействия.

Ударный кратер на трёхмерной модели Паллады выделен кружком. Внизу – ультрафиолетовый снимок астероида (иллюстрация B. E. Schmidt, S. C. Radcliffe, фото NASA).

Астрономы напоминают, что Паллада разделяет орбиту с некоторым числом небольших "небесных скал", крупнейшая из которых — астероид Иоффе (Ioffe) – насчитывает в диаметре 22 км. Вероятно, он и "родился" в этом самом кратере.