На старых советских снимках Луны обнаружены новые интересные детали

После недавней оцифровки и переработки снимков темной стороны Луны, сделанных советскими аппаратами Луна-3 и Зонд-3 в 1959 и 1965 годах, ученые пришли к выводу о том, что крупнейший лунный разлом и бассейн имеют более древнее происхождением, чем предполагалось ранее.

Оригинальные снимки были оцифрованы астрономом-любителем Риакрдо Нуньесом и они подтверждают гипотезу российских астрономов из Государственного астрономического института им Штернберга о том, темное пятно, видимое на снимках, полученных с Луны-3, является частью западного окончания огромного Бассейна Эйткена на Южном полюсе Луны.

Напомним, что Бассейн Эйткена - это очень крупный кратер, который образовался, предположительно, в результате воздействия инородного космического тела на поверхность Луны. Диаметр бассейна составляет около 2 500 километров и расположен он между Южным полюсом Луны и кратером Эйткена. Глубина бассейна достигает 12 километров.

Несмотря на столь внушительные размеры, за последнее время лунными аппаратами были замечены лишь его фрагменты. Полностью бассейн удалось обнаружить в 1992 году благодаря данным аппарата Галилео, который в 1992 году взял курс на Юпитер и попутно провел съемку обратной стороны Луны.

Новые данные, полученные в результате цифровой обработки изображений, полученных с Зонда-3, позволили обнаружить восточные границы Бассейна, где расположены скалистые вершины. По словам специалистов, данные вершины имеют возраст 4,1 млрд лет, то есть они находятся в неизменном состоянии почти со времен формирования Луны.

Подводя итог выпеописанным исследованиям, астрономы говорят, что результат возникновения Бассейна Эйткена - это самое первое и, скорее всего, крупное столкновение тогда еще молодой Луны с космическим объектом. Более того, данные поверхности нашего спутника говорят о том, что многие разломы на его поверхности - это последствия данного столкновения.

Еще одна интересна деталь Бассейна заключается в том, что его химический состав несколько отличается от общей поверхности Луны - в бассейне гораздо большее содержание железа. По словам ученых, это вызвано тем, что в результате мощнейшего столкновения Луна была настолько повреждена, что на ее поверхность в районе столкновения вылились потоки лавы, которая обычно залегает на Луне на глубине 100 км.

Более подробные изучения Луны должен провести аппарат НАСА Lunar Reconnaissance Orbiter, который планируется запустить в 2008 году.