Астрофизики объяснили неправильную форму протопланетных дисков

Астрономы установили, что ответственность за неправильную форму протопланетных пылевых дисков вокруг звезд несет межзвездный газ. Статья исследователей появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводится на сайте NASA.
Новая теория, например, позволяет объяснить форму протопланетного диска вокруг HD 61005. Иллюстрация NASA/ESA/D. Hines (Space Science Inst., New Mexico) and G. Schneider (Univ. of Arizona)

В рамках работы ученые интересовались протопланетным пылевым диском вокруг звезды HD 32297, которая располагается на расстоянии 340 световых лет от Земли в созвездии Ориона. Возраст системы составляет около 100 миллионов лет (для сравнения, возраст Солнечной системы составляет 4,5 миллиарда лет).

Традиционно считается, что движением пылевых частиц в протопланетном диске руководит гравитация и световое давление центральной звезды. Расчеты исследователей показывают, что сопротивление межзвездного газа также способно влиять на частицы пыли. Это взаимодействие оказывается существенным для небольших (около одного микрометра) пылевых частиц на достаточно больших расстояниях от звезды.

Новые результаты, по словам исследователей, помогут прояснить процессы формирования таких объектов Солнечной системы как Уран и Нептун, а также тел в поясе Койпера.

Кроме этого, новые результаты имеют важное значение для ученых, занимающихся поиском экзопланет. Дело в том, что неправильная форма пылевых дисков обычно рассматривается в качестве косвенного признака наличия у светила планет.

Apple пытается создать замкнутый контур производства, перерабатывая старую элетроникуApple пытается создать замкнутый контур производства, перерабатывая старую элетронику