Ученые вывели формулу лунного скафандра

В скафандрах, которые носили астронавты, высаживавшиеся на Луне, бегать было значительно проще, чем ходить. Такой вывод сделали ученые, анализировавшие видеозаписи прогулок по земному спутнику. Подробно исследователи изложили свои доводы в статье в журнале PLoS ONE. Кратко их приводит журнал Wired.
Кадр из видеоролика NASA, снятого участниками миссии "Аполлон-16".

Эффективность ходьбы или бега можно вычислить на основании таких параметров, как воздействие гравитации, длина ног и скорость передвижения. Однако в случае, если человек носит скафандр, математическую модель, описывающую его движение, необходимо пересмотреть. По своим свойствам скафандр напоминает наполненный газом баллон: при сжатии он стремится распрямиться. При этом скафандр компенсирует воздействие гравитации за счет того, что он поддерживают часть веса астронавта и баллона со сжиженным воздухом.

Исследователи заключили, что наиболее эффективным методом передвижения по Луне в скафандре являются длинные прыжки. Именно так передвигаются астронавты на всех видеороликах, снятых на Луне. Правда развить высокую скорость при таких прыжках невозможно из-за низкой гравитации и тяжести скафандра. Хождение по поверхности земного спутника в скафандре представляет значительные трудности из-за необходимости длительное время поддерживать руки и ноги в согнутом состоянии.

Приняв во внимание все эти соображения, ученые вычислили новую формулу, описывающую динамику астронавта в скафандре на Луне. Они назвали ее "числом 'Аполлон'" (именно так назывались американские скафандры). Исследователи отмечают, что при проектировании скафандров для полетов к Марсу инженерам придется выводить "число Марса". Гравитация на Марсе в два раза сильнее, чем на Луне, но в три раза слабее, чем на Земле. Это означает, что астронавты не смогут передвигаться по поверхности Красной планеты в тяжелых "лунных скафандрах".

21 июля 2009 года во всем мире отмечали 40-летие высадки на Луну. В преддверии этой даты было проведено множество исследований подробностей миссии "Аполлон". В частности, было установлено, что Нил Армстронг оговорился, произнося свою знаменитую фразу.