Учёные объяснили тяготение высочайших вершин мира к экватору

Все самые высокие горы на нашей планете почему-то предпочитают возникать в низких широтах, в то время как ближе к полюсам горы мельчают. Простое объяснение этой закономерности нашли Дэвид Эгхольм (David Egholm) и его коллеги из датского университета Орхуса.

Кто позволил Гималаям подняться так высоко? (фото с сайта trekking-world.info)

Никто не оспаривает того принципа, что горы возникают в результате взаимодействия сталкивающихся литосферных плит. При этом конечная высота горы определяется рядом факторов, таких как масштаб тектонических сил и прочность земной коры в данном месте.

Но есть и фактор, направленный в противоположную сторону, – это эрозия, которая обтачивает гору со всех сторон с самого начала, пока она ещё только продолжает подъём.

Отсюда возникает закономерный вопрос: самые высокие горы мира таковы из-за самых мощных тектонических явлений, создавших эти кряжи, или просто из-за того что на них действовали более слабые разрушительные процессы, нежели на горы в более высоких широтах? Датчане утверждают — верно именно второе "климатическое" предположение, а тектонические силы в разных регионах не настолько уж различны.

Эгхольм и его коллеги изложили все детали исследования в статье в Nature (фото Aarhus University).

Учёные проанализировали спутниковые снимки и составили таблицы всех крупных горных хребтов между 60 градусами северной и 60 градусами южной широты, сопоставив высоту гор с занимаемой ими площадью. А ещё они внесли в свою модель сведения о средней высоте линии снегов для каждой горы и точной широте расположения объекта. Плюс геологи смоделировали на компьютере последствия ледниковой эрозии горных вершин.

Собранные воедино, эти данные и позволили открыть простую закономерность: чем ближе гора к экватору, тем теплее климат в месте её расположения, тем выше начинаются на этой горе льды и снега. А именно ледниковая эрозия разрушает горы сильнее прочих видов воздействия, утверждают учёные из Дании, и в верхней части горы она просто доминирует.

Фактически в мире очень мало пиков, добавляют авторы работы, которые возвышались бы заметно больше, чем на 1,5 километра над собственной линией снегов. Потому, мол, Гималаи и другие высокие горные массивы так и вымахали. Их линия снегов расположена намного выше над уровнем моря, чем у вершин, лежащих в более высоких широтах.