Физики открыли квантовый эффект Гамлета

Сербский ученый Владан Панкович обнаружил новый квантовый эффект, который он назвал эффектом Гамлета. Статья ученого еще не принята к публикации, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Гамлет в исполнении Высоцкого. Фото с сайта taganka.org

Новый эффект тесно связан с так называемым квантовым эффектом Зенона (о нем Лента.Ру уже писала), впервые проверенным на практике в 1989 году. Известно, что в квантовой механике измерение состояния системы обязательно оказывает на нее влияние. Оказывается, вероятность распада нестабильной квантовой системы может быть зависима от частоты измерений ее состояния. При этом вероятность может как уменьшаться (так называемый прямой эффект Зенона), так и увеличиваться (обратный эффект Зенона).

Панковичу удалось доказать, что эти два эффекта не исчерпывают всех возможных вариантов поведения квантовой системы. Особым образом подобранная череда наблюдений способна приводить к тому, что вероятность распада ведет себя как расходящийся ряд, то есть фактически не определена.

По словам Панковича, это означает, что в результате система оказывается предоставлена сама себе. В результате она должна сама решить, быть ей или не быть (то есть распасться). В результате, по мнению ученого, система оказывается перед тем же выбором, перед которым оказался герой классической шекспировской трагедии. Отсюда и название - эффект Гамлета.

Совсем недавно физикам удалось построить квантовый аналог классических случайных блужданий. Классические случайные блуждания с дискретным временем - математический аппарат, который позволяет описывать различные процессы от диффузии газов до стоимости ценных бумаг на бирже. Ученые выяснили, что законы квантового блуждания в корне отличны от классических.