Пищевая добавка залечила крыс до посинения

Чтобы повредить крысам спинной мозг, им под анестезией сбрасывали на спину груз. Получив лечебную инъекцию синего красителя, через 42 дня грызуны снова обрели способность ходить. Пусть двигались они крайне неуклюже, зато их сородичи, оставшиеся без инъекции, передвигаться не могли вообще. Правда, поправившихся крыс пришлось через шесть недель убить, чтобы провести вскрытие. Но учёные сделали это не без сожаления.

Производная распространённой пищевой добавки, которая придаёт конфеткам M&Ms и напитку Gatorade голубой оттенок, предотвращает вторичное повреждение спинного мозга в первые часы после травмы. Это открытие по результатам пяти лет исследований сделали профессор Маикен Недергорд (Maiken Nedergaard) и её коллеги из университета Рочестера.

Вторичное воспаление спинного мозга наносит более долгосрочный ущерб, чем первоначальная травма: на месте раны останавливается кровоток, и в конечном счёте отмирают окружающие ткани, пациент становится парализованным. Эффективного лечения в настоящее время не существует, чаще всего применяются стероиды, помогающие только 15% пациентов, но работа группы Недергорд даёт надежду, что способ однажды появится.

Профессору было известно, что в лечении может помочь окисленный аденозинтрифосфат (ATP): в ранних опытах крысы с повреждённым спинным мозгом, получившие инъекцию ATP, восстановили значительную часть функций своих конечностей, вплоть до возможности снова понемножку ходить.

Маикен Недергорд и её "голубое открытие". Исследовательница – уроженка Дании, она является членом Королевской академии наук в Копенгагене (Det Kongelige Danske Videnskabernes Selskab) (иллюстрация University of Rochester).

"Хотя мы добились больших успехов с введением ATP непосредственно в спинной мозг крысам, было ясно, что этот метод не будет полезным применительно к людям, – рассказывает Недергорд. – Во-первых, никто не захочет вставлять иглу в серьёзно повреждённый спинной мозг, поэтому мы знали: нужно найти другой способ быстрой доставки агента и не дать ATP убить здоровые нейроны. Во-вторых, окисленный аденозинтрифосфат нельзя впрыскивать в кровь из-за опасных побочных эффектов".

Нейроны спинного мозга настолько восприимчивы к ATP из-за структуры, известной как "рецептор смерти". Учёные называют его P2X7 — он играет важную роль в гибели иммунных клеток, таких как макрофаги, а в 2004 году Недергорд обнаружила, что P2X7 негативно воздействует и на двигательные нейроны спинного мозга, становясь "в связке" с ATP причиной их смерти, усугубляя травму, что и ведёт к параличу.

Так выглядели крысы до эксперимента и через неделю после него (фото Takahiro Takano).

Исследователи начали поиск компонента, который будет не только препятствовать "парочке" ATP с P2X7, но и вводиться внутривенно. Так учёные пришли к Кумасси (Brilliant blue G – BBG), известному антагонисту P2X7R, являющемуся эквивалентом популярного синего пищевого красителя FD&C blue No. 1 – по некоторым данным, каждый день средний американец потребляет 16 миллиграммов этого вещества.

Испытания BBG не разочаровали учёных – позитивный эффект был заметен уже через 15 минут: пошли на убыль структурные повреждения, стали прекращаться воспалительные реакции, словом, началось то, что учёные называют нейропротективным воздействием.

Подробности исследования ищите в пресс-релизе университета Рочестера и статье, опубликованной в PNAS (фото Takahiro Takano).

После внутривенных инъекций самочувствие крыс улучшилось до такой степени, что они были в состоянии ходить, хотя и хромали. Причём был один-единственный побочный эффект: нос, лапки, уши и глаза грызунов на некоторое время обретали синий оттенок. Цвет приходил в норму примерно через неделю.

Конечно же, необходимы дальнейшие лабораторные тесты для проверки безопасности BBG. Тем не менее исследователи с оптимизмом смотрят в будущее и говорят, что при достаточном усердии новые виды лечения острой травмы спинного мозга появятся в течение следующих нескольких лет.