Раскрыт секрет крупнейшего птичьего клюва

Тукан обладает самым большим в птичьем мире клювом: он составляет 30-50% от общей длины его тела. Вопрос – зачем тукану такой большой "рот"? – не даёт покоя учёным уже давно. Версии разнятся от привлечения партнёров для спаривания и обороны от неприятеля до адаптации "под пищу", разорения гнёзд и визуального предупреждения. И вот выдвинуто новое, "главное" объяснение.

Кстати, детализированный технический анализ клюва тукана показал, что из материалов, похожих на этот клюв по структуре, можно делать более совершенные автомобили и самолёты (фото Glenn Tattersall).

Исследователи из двух университетов – канадского Брока (Brock University) и бразильского Сан-Паулу (UNESP) – изучали южно-американского тукана токо (Ramphastos toco), "владельца" крупнейшего клюва в семействе. Для оценки температуры туканьего "носа" были использованы инфракрасные тепловые сканеры.

Как сообщается в пресс-релизе университета Брока, учёные пришли к выводу, что огромный клюв помогает тукану регулировать температуру своего тела, то есть действует наподобие кондиционера или автомобильного радиатора.

"Птицы не потеют, поэтому с повышенной температурой им приходится справляться другими механизмами", – заметил один из авторов данного исследования Гленн Таттерсалл (фото Glenn Tattersall).

В типичной для тукана среде обитания температура воздуха меняется в диапазоне 10-35 °C. И исследователи заметили, что когда начинается жара, клюв тукана быстро нагревается, "принимая на себя" тепло тела и "отдавая" его в воздух. Эффект был особенно заметен на закате, когда туканы за считанные минуты "закачивают" тепло в клювы, снижая температуру тела во время сна.

Дело в том, что клюв тукана пронизан сетью кровеносных сосудов и птица может увеличить или ограничить приток крови, тем самым охлаждаясь, когда жарко, и сохраняя тепло тела, когда холодно.

Если тукан "отключает" кровоток, его клюв способен принять лишь 5% тепла тела, но зато при "включении" доля достигает 100%.

A – тукан при температуре 20 °C отдаёт минимум тепла. B – тот же тукан две минуты спустя наращивает теплоотдачу. C – температура вокруг повышается до 25 °C. D – этот же тукан через две минуты "включает" клюв на всю катушку. E – температура упала до 10 °C, тукан сужает кровеносные сосуды в клюве. F – птица при 35-градусной жаре. G – воздух прогрелся до 22 °C, тукан открыл "рот", охлаждая себя таким способом. H – снова 35 °C, птица запустила всё возможное охлаждение, включая открытый клюв и раскрытые крылья (иллюстрации Glenn J. Tattersall, Denis V. Andrade, Augusto S. Abe).

Учёные называют это очень эффективным контролем терморегуляции и планируют изучить других птиц, обладающих таким механизмом. (О проделанной работе биологи отчитались в журнале Science.)

Потрясающие снимки атомов, сделанные 4D-микроскопом: взгляд изнутриПотрясающие снимки атомов, сделанные 4D-микроскопом: взгляд изнутри