Нанометровые транзисторы позволят камерам "смотреть" сквозь одежду

Международная группа исследователей создала новую технологию производства терагерцовых видеокамер, использующую нанометровые полевые транзисторы. Статья исследователей еще не принята к публикации, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org
Изображение креста в терагерцовом диапазоне. Фото авторов исследования

К терагерцевым волнам (Т-лучам) обычно относят часть электромагнитного спектра примерно от 0,1 терагерца до 10 терагерц. Т-лучи легко проникают сквозь бумагу, картон, пластмассу и многие другие материалы, а также сквозь одежду. Подобные волны могут быть использованы для диагностики различных заболеваний, а также обнаружения спрятанных оружия и запрещенных препаратов.

Еще в 90-х годах прошлого века ученые полагали, что электромагнитные волны терагерцового диапазона можно регистрировать при помощи полевых транзисторов нанометрового размера, однако практическая реализация данной идеи заняла значительное время. В рамках новой работы ученым удалось создать камеру на основе подобных транзисторов, а также сделать с помощью нового устройства видеосъемку в терагерцовом диапазоне.

В основе работы новой системы лежит тот факт, что, если размеры транзистора не превосходят несколько нанометров, поток электронов внутри устройства может рассматриваться как некий тип плазмы. Расчеты физиков показывают: правильно подобранная конфигурация параметров транзистора позволяет добиться того, что плазма будет вступать в резонанс с терагерцовыми волнами. Последнее, в свою очередь, будет приводить к изменениям тока через прибор, анализ которых и позволит регистрировать волны.

По словам исследователей, главным преимуществом новой технологии является цена производимого устройства. Дело в том, что матрицы для электронных терагерцовых видеокамер можно печатать на полупроводниковых подложках так же, как печатаются матрицы для современных цифровых фотокамер. В случае массового производства, это позволит добиться невысокой цены устройств. Важной деталью является то, что новая камера работает при обычной комнатной температуре.

Совсем недавно ученым удалось создать новый тип видеокамеры. В ней изображение получается при помощи сплетенной из специальных нитей ткани. Нити состоят из нескольких слоев изолирующего материала, полупроводника и металла. Возникающий в них электрический ток анализирует специальный компьютер. Подобная технология может быть использована для производства военной формы нового поколения, которая позволит солдатам наблюдать поле боя на все 360 градусов.

Большой адронный коллайдер отключат на 2 года для модернизацииБольшой адронный коллайдер отключат на 2 года для модернизации