Легчайшая звезда с планетой оправдала редкий метод охоты

12-летний поиск планет при помощи одного экзотического метода дал сразу в нескольких смыслах впечатляющий результат. Учёные выяснили, что крупный газовый гигант обращается вокруг звёздочки VB 10. А она — аж в 12 раз легче Солнца. И это рекорд минимальной массы для полноценных родительских звёзд.

Под "полноценностью" мы имеем в виду принадлежность объекта именно к звёздам, а не к более лёгким коричневым карликам, в которых реакции синтеза не запускаются. Ведь у последних также не один раз открывали планеты.

Но новичок — красный карлик, то есть звезда спектрального класса М. И это многое значит.

О находке сообщили астрономы из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory — JPL). Они "поймали" экстрасолнечную планету методом, который можно считать и самым старым, и самым новым одновременно.

Интересно, что хотя новенькая звезда-мама почти в 14 раз тяжелее своей планеты, по размеру они равны, утверждают авторы исследования. А именно – они насчитывают в диаметре примерно одну десятую поперечника Солнца или один диаметр Юпитера (что одно и то же) (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Называется он астрометрический.

Самый старый он потому, что именно таким способом учёные впервые начали поиск планет вне Солнечной системы полвека назад.

И он же — самый новый. В том смысле, что только теперь дал результат: VB 10b — первый улов астрометрии. А ведь счёт миров, найденных другими способами, давно составляет трёхзначное число и растёт довольно быстро.

Заключается этот метод в многолетнем измерении движения звезды по небесной сфере. И само-то это собственное движение мало, а выявить нужно даже не его, а периодическое отклонение позиции звезды от своей "ровной" траектории, поскольку именно обращение планеты может вызвать крошечное смещение звезды взад-вперёд.

Обратите внимание, это не метод радиальной скорости, в котором точно такое же смещение проявляется косвенно — по регулярным сдвигам в спектре из-за доплеровского эффекта (его поймать проще). Астрометрический метод предполагает прямое измерение координат звезды на протяжении ряда лет.

В случае с VB 10 это было эквивалентно обнаружению сдвига объекта на толщину человеческого волоса при дистанции наблюдения в три километра. Неудивительно, что 50 лет никому не удавалось сделать этот метод поиска планет работающим.

На снимке отмечен бег звезды VB 10 по небу в течение 9 лет. Чтобы выявить у неё планету, нужно было не только посчитать собственное реальное перемещение звезды, составившее 1,5 секунды дуги в год. Потребовалось аккуратно вычесть из него ложное движение звезды (параллакс, вызванный смещением точки зрения наблюдателя из-за вращения Земли вокруг Солнца), которое составило 1/6 угловой секунды в год. А на этом фоне затем ещё и уловить регулярные сдвиги, вызванные раскачиванием далёкого солнца своей планетой, которое составило 0,006 секунды дуги в год.Синим цветом в стороне от звезды показана увеличенная орбита планеты, для пояснения её ориентации относительно наблюдателя (фото NASA/JPL-Caltech/Palomar).

Но вот астрономы Стивен Правдо (Steven Pravdo) и Стюарт Шаклан (Stuart Shaklan) из JPL вооружились точной и чувствительной 16-мегапиксельной ПЗС-матрицей, подсоединённой к пятиметровому телескопу Hale обсерватории Palomar. Целых 12 лет они фотографировали и прецизионно измеряли положение 30 подозреваемых звёзд. Для каждой замер проводился от двух до шести раз в год.

Теперь же учёные празднуют победу — открытие VB 10b. А что дальше?

NASA изучает возможность запуска в космос миссии SIM Lite, спутника, который помимо целого ряда других задач должен охотиться за экстрасолнечными планетами как раз при помощи астрометрии.

"Этот метод является оптимальным для поиска солнечных систем с такой конфигурацией, как у нашей. Систем, которые могут давать приют другим Землям", — заявил Стивен.

А поскольку столь лёгких, как VB 10, звёзд в Галактике — пруд пруди, астрономы, как они рассказывают в пресс-релизе JPL, сделали осторожный вывод: планеты в космосе распространены куда шире, чем мы думали. И нас ещё ждёт богатый урожай.

Действительно, звёзды спектрального класса М по численности составляют едва ли не 80% от звёзд главной последовательности, а говоря попросту — в Млечном Пути их несметное число.

Тут стоит вспомнить о том, что только 0,01% всех звёзд Галактики пересчитаны и занесены в каталоги. Про остальные можно лишь сказать: их более 100 миллиардов (по некоторым оценкам — все 400).

И если окажется, что пример VB 10 — типичен, придётся существенно пересмотреть оценку общего числа планет в Млечном Пути, числа миров, по своим характеристикам потенциально пригодных для жизни, и, далее по цепочке, числа цивилизаций.

Кстати, а что с характеристиками новой планеты?

Сравнение Солнечной системы и системы VB 10 в одном масштабе. Любопытно, что поскольку даже самая тяжёлая планета нашего дома (Юпитер, тут не показан) весит на три порядка меньше Солнца, она не вызывает заметного раскачивания нашей родной звезды и по отношению к планетам Солнце словно стоит неподвижно. А вот соотношение масс VB 10 и VB 10b едва достигает 1 к 14, потому красный карлик тоже движется по крошечной круговой орбите (и это не считая собственного движения среди звёзд), то есть – вокруг общего центра тяжести системы (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

На весах VB 10b показывает шесть масс Юпитера. Вокруг VB 10 этот мир обращается за 9 месяцев, а радиус его орбиты равен 50 миллионам километров. С учётом внутреннего тепла этого газового гиганта астрономы оценивают температуру нового объекта как "сравнимую с земной". Но едва ли это говорит об обитаемости.

Зато, по предположению Правдо и Шаклана, у VB 10 вполне могут иметься и более лёгкие планеты: скалистые миры на ещё более коротких орбитах. Они в таком случае окажутся близкими аналогами внутренних планет Солнечной системы, несмотря на близость к звезде. Ведь и сама VB 10 — кроха.

"Несколько других экзопланет у более крупных звёзд-карликов класса M также аналогичны нашему Юпитеру. Потому эти звёзды можно считать плодородной почвой для будущего поиска второй Земли", — пояснил важность находки VB 10b Шаклан.

Из предыдущих рекордсменов среди небесных тел — обладателей планет — следует отметить родительский объект MOA-2007-BLG-192L, масса которого точно ещё не определена. Но известно, что она близка к 6% от массы Солнца, так что перед нами скорее коричневый карлик, чем звезда.

А VB 10, как мы уже говорили, в 12 раз легче Солнца, то есть её масса равна 8,33% от солнечной. А это почти один в один совпадает с рекордом ряда самых маленьких звёзд Млечного Пути, способных поддерживать ядерные реакции в своём ядре.

Уэсли Трауб (Wesley Traub), один из ведущих учёных NASA в области поиска экзопланет, прокомментировал достижение коллег так: "Это захватывающее открытие. Это намек на то, что природа любит формировать планеты даже вокруг звёзд, очень отличающихся от Солнца".

Ранее астрономы уже находили протопланетные диски у звёзд супергигантов. Теперь же получается, что и противоположный край небесной "табели о рангах" — красные карлики — тоже вполне может удерживать планеты. И это вселяет оптимизм. И веру в гармоничность мироздания.