У Земли обнаружили пульс

Норвежские сейсмологи предположили, что у Земли есть магматический "пульс", который бьется с частотой один удар в 15 миллионов лет. Свою гипотезу ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Marine Geophysical Research. Коротко работу описывает New Scientist.
Плюмы способствуют также уменьшению толщины литосферы в районе Гавайских островов. Изображение пользователя Iwoelbern с сайта wikipedia.org

Авторы исследования анализировали существующие данные о толщине земной коры между Исландией и Гренландией. В этом районе пролегает Срединно-Атлантический хребет, отмечающий границу схождения тектонических плит. Для изучаемой зоны характерно образование плюмов - восходящих потоков в мантии диаметром порядка 100 километров. Вещество, поднимаемое плюмами, "ударяется" о кору и увеличивает ее толщину.

Оценивая толщину коры в исследуемом районе, ученые обнаружили несколько утолщенных участков. Они предположили, что утолщения сформировались при периодически повторяющихся "ударах" плюмов, а затем "подросшие" участки мигрировали вместе с тектоническими плитами. Согласно подсчетам авторов, восходящие потоки в мантии появлялись приблизительно каждые 15 миллионов лет.

Чтобы понять, являются ли плюмы такой периодичности уникальными для участка Исландия-Гренландия, или это общая закономерность, ученые проанализировали данные о толщине коры в районе Гавайских островов. Гавайи также "сидят" на восходящих потоках. Оказалось, что там частота плюмов совпадает с гренландской. Ученые предположили, что найденная периодичность наблюдается по всей планете и объясняется периодическим нагревом ядра, которое, в свою очередь, нагревает мантию.

С выводами авторов работы согласны не все их коллеги. Многие считают, что частота плюмов в разных частях планеты сходна, но не совпадает. Более точные измерения могли бы подтвердить или опровергнуть эту точку зрения.