В каменном веке создавали умный клей

Древний клей воссоздали археологи из университета Витватерсранда в Йоханнесбурге (University of the Witwatersrand). Проверив его свойства, учёные пришли к выводу, что в каменном веке люди были умнее, чем считалось ранее.

Этот инструмент создали современные учёные по образу и подобию орудий каменного века (фото Lyn Wadley).

Чтобы приклеить каменное орудие к древку, человек 70 тысяч лет назад использовал натуральное клейкое вещество. Для этого он смешивал смолу акации и красную охру (в состав которой входит железный сурик, определяющий её цвет).

Долгое время археологи полагали, что красный пигмент использовался для каких-то декоративных целей (или как символ чего-либо).

Однако недавно учёные из Южной Африки предположили, что добавка делала клей прочнее. То есть пигмент намеренно добавляли к смоле, чтобы улучшить физические свойства субстанции.

Чтобы проверить свою идею, археологи воспроизвели состав по рецептам каменного века и пришли к выводу, что охра действительно делает клей более прочным, соединённые детали держатся лучше, чем в случае использования одной лишь смолы.

Получается, что древние люди были умнее, можно даже сказать, что они были продвинутыми технологами, способными улучшить нужные свойства материала.

Конечно, вряд ли они представляли себе химическую формулу сурика, но, тем не менее, далёкие предки могли сравнивать различные составы. Вероятно, они также выбирали лучшую смолу (с различных деревьев) и варьировали содержание охры. В общем, они понимали, какая комбинация даёт наилучший результат (а значит и обладали своего рода абстрактным мышлением).

"Наше исследование доказывает, что между ними и нами было чуть больше общего. Их технология была отработана куда лучше, чем мы предполагали", — подводит итог профессор Лин Вэдли (Lyn Wadley).

Статья авторов опубликована в " Слушаниях национальной академии наук США" (PNAS).