Обнаружены самые древние морские коньки

Окаменелость, возраст которой оценивается в 13 миллионов лет, была обнаружена в Словении учёными из университета Любляны (Univerza v Ljubljani). В породе "застряли" вымершие морские коньки. Новым видам дали название Hippocampus sarmaticus и Hippocampus slovenicus.

Эта самка принадлежит виду Hippocampus sarmaticus, её длина не превышает 3,5 сантиметра (фото Jure ?alohar).

Ранее ни с чем подобным палеонтологи не встречались, что отчасти может быть обусловлено миниатюрными размерами этих древних рыб.

Да и в данном случае находка была сделана почти случайно. Коньков заметил доктор Юре Жалохар (Jure ?alohar), когда наклонился к воде, чтобы сполоснуть руки после пробежки.

Он и его коллеги ранее исследовали каменистую почву в этих местах на предмет наличия древних насекомых, но совершенно не ожидали наткнуться на морских коньков.

Томази Хитий (Tomaz? Hitij), слева, и доктор Юре Жалохар (Jure ?alohar) исследуют плиты алевритового песчаника (фото Maja Hitij).

То, что в данном случае особи различного возраста были найдены рядом, скорее всего, свидетельствует о том, что на месте открытия в среднем миоцене в большом количестве произрастали водоросли, за которые эти животные цеплялись своими похожими на якорь хвостами. Здесь водились мелкие ракообразные, к тому же растительность скрывала коньков от врагов.

Обилие найденных рыб натолкнуло учёных на мысль, что в среднем у каждой пары было порядка десяти "детёнышей".

Водоросли также объясняют, как эти необычные животные (которые, надо сказать, не слишком уж хорошо плавают) распространились по миру. В такой плавучей "ферме" вполне можно было передвигаться на расстояние до 260 километров в месяц (особенно если своеобразный плот подхватывало течение).

А так как около 15 миллионов лет назад между Европой и Африкой существовала водная переправа, это позволило H. sarmaticus и H. slovenicus или их предкам перемещаться между Атлантическим и Индийским океанами.

Учёные считают, что вид H. slovenicus наиболее близок к существующим ныне карликовым конькам, только морда у последних немного короче. В то же время H. sarmaticus, вероятно, является родственником H. trimaculatus.

Эти морские коньки не только самые древние, но и единственные из вымерших, известных науке. Внизу совсем ещё маленький конёк, его голова меньше пяти миллиметров. Справа показано, как могли выглядеть животные при жизни (фото и иллюстрации Jure ?alohar).

О других выводах можно узнать из статьи авторов, опубликованной во французском журнале Annales de Pal?ontologie.

Словенские палеонтологи уверены, что в похожих осадочных породах центральной Европы можно отыскать и другие окаменелости древних морских коньков.