Ученые объяснили красный цвет осенних листьев паразитами

Ученый из Великобритании связал красный цвет осенней листвы со способностью растений защищаться от паразитов. Статья, в которой он объясняет свои выводы, опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B. Коротко работа пересказана на портале Science NOW.
Фото с сайта surrey.ac.uk

За покраснение листьев осенью отвечают пигменты под названием антоцианы. В среде ботаников не сложилось единого мнения относительно причин изменения цвета. Одна из теорий предполагает, что красный цвет отпугивает паразитов так же, как яркая окраска ядовитых насекомых предупреждает других животных об опасности. Сторонники другой точки зрения считают, что антоцианы защищают листья от воздействия солнечных лучей.

Автор нового исследования решил доказать первую из гипотез. Ученый обратил внимание, что окультуренные растения несут значительно меньше листьев, краснеющих осенью, по сравнению с дикими. Чаще всего люди проводят селекцию деревьев, ориентируясь на размер и вкусовые качества плодов. Дички, в свою очередь, больше "озабочены" защитой от паразитов. Исследователь предположил, что красный цвет листьев коррелирует со способностью растений противостоять вредителям.

Для проверки своей гипотезы ученый поместил на листья диких и окультуренных яблонь, растущих в Средней Азии, одинаковое количество тли. При этом на "дикарях" осенью покраснело приблизительно 62 процента листьев, а на "прирученных" деревьях - только 3. К весне на диких яблонях выжило 29 процентов насекомых, в то время как на окультуренных эта цифра составила 60 процентов. Автор исследования предположил, что в красных листьях содержатся вещества, ядовитые для тли.

Многие специалисты скептически отнеслись к работе ученого. По их мнению, потеря окультуренными деревьями способности развивать красный цвет может являться генетически сцепленным признаком с, например, размером плодов.