Хищные динозавры могли разворачивать передние конечности по-птичьи

Палеонтолог Эндрю Милнер (Andrew Milner) из музея динозавров в Сент-Джордже (St. George Dinosaur Discovery Site) и его коллеги из ряда других учреждений открыли, что любопытные детали анатомии, осанка и поведение хищных динозавров-тероподов сильно походили на современные птичьи (в части перемещения по земле, конечно же).
Этот камень когда-то представлял собой кусок пляжа у озера и удачно сохранил на миллионы лет следы гулявшего у воды динозавра (фото Andrew R. C. Milner et.al.).
Этоткамень когда-то представлял собой кусок пляжа у озера и удачно сохранилна миллионы лет следы гулявшего у воды динозавра (фото Andrew R. C.Milner et.al.).

Цепочке примечательных следов, найденных некогда на юго-западе штата Юта, – 198 миллионов лет. Их оставил так называемый динозавр Eubrontes. Это не вид, поскольку принадлежность данных следов (а схожие отпечатки находили и в других местах) к тому или иному известному виду пока установить не удалось, а останков костей рядом не было найдено. Но известно уже, что это был теропод.

Тероподы передвигались на задних конечностях, потому найти окаменевшие отпечатки, сохранившие следы сразу четырёх лап этого существа, — редкостная удача. Такие следы могли оставаться, когда ящер преодолевал подъём и кратковременно опирался и на передние конечности тоже. Однако цепочка следов, изученная Милнером и его коллегами, — это попросту уникальная находка.

Во-первых, перед нами единственные известные окаменелые следы передних конечностей именно плотоядных тероподов, а во-вторых, как явствует по результатам анализа, данные следы представляют собой "фотографию" позы, в которой шествующее животное присаживалось для передышки. И она оказалась сходной с таковой у современной сидящей птицы (если сложенные крылья соотнести с передними конечностями — "руками" — теропода Eubrontes).

Для такого положения характерны строго симметричные относительно продольной оси существа отпечатки задних лап, размещение отпечатков "рук" несколько впереди и шире следов задних ног, ряд других характерных отметок от хвоста и так далее.

Именно такое распределение отпечатков обнаружил Эндрю, проведя детальный анализ находки.

Слева – снимок участка, на котором динозавр присел трижды, передвинувшись каждый раз на считанные сантиметры. Справа – схема следов. Красный цвет – отпечаток от первой передышки: "руки" (lm, rm), стопы (lp, rp), седалищная мозоль (ic). Второй отдых (хорошо отпечатались только стопы) – золотистый цвет. Третий – зелёный (тут сохранились отпечатки стоп и задней части существа). Синим цветом показан след от хвоста (td) в различных положениях. Масштабная линейка – 10 сантиметров (фото и иллюстрация Andrew R. C. Milner et.al.).

Что ещё важнее — кисти передних конечностей этого существа были вывернуты так, что пальцы были обращены несколько внутрь, а "ладони" при этом — вверх, в то время как для тероподов считалось характерным расположение кистей "рук" ладошками вниз, а пальцами — точно вперёд. Однако хозяин данных отпечатков попросту вывихнул бы плечевой сустав, пытаясь поставить передние конечности так, как это делали его собратья-динозавры других видов, утверждают палеонтологи.

А такая анатомия "складывания" передних конечностей характерна для птиц, обладающих специфическими ограничениями на подвижность запястья. Это значит, что данную деталь далёкие предки птиц (а именно динозавры, во всяком случае — некоторые их виды) развили намного раньше предполагавшегося, ещё в начале юрского периода. И не исключено, что такая анатомия передних конечностей была характерна вообще для всех хищников-тероподов, добавляют авторы исследования.

Хищный теропод iDilophosaurus wetherilli/i – один из кандидатов на животное, оставившее данные следы, в новой реконструкции облика, учитывающей птицеподобную позу отдыха. Здесь динозавр поставлен в положение, при котором должны получиться как раз отпечатки, наблюдаемые на снимках вверху (иллюстрация Heather Kyoht Luterman).
Хищный теропод Dilophosaurus wetherilli – один из кандидатов на животное, оставившее данные следы, в новой реконструкции облика, учитывающей птицеподобную позу отдыха. Здесь динозавр поставлен в положение, при котором должны получиться как раз отпечатки, наблюдаемые на снимках вверху (иллюстрация Heather Kyoht Luterman).