Астрономы обнаружили недостающую барионную материю

Астрономам удалось обнаружить часть недостающей барионной (то есть состоящей из барионов - электронов, протонов и нейтронов) материи. Об этом сообщает информационная служба Science NOW. Работа ученых появится в апрельском номере The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Результаты компьютерного моделирования: регион космоса, в котором синим показано распределение космического газа. Изображение University of Colorado

В настоящее время считается, что обычная материя составляет менее пяти процентов от всей материи Вселенной (остальное приходится на темную энергию и темную материю), причем звезды "занимают" лишь половину от этих пяти процентов. Другая половина рассеяна в пространстве в виде ионизированного газа, который довольно сложно "увидеть" с Земли из-за его разреженности.

В рамках исследования астрономы наблюдали излучение блазара, расположенного за крупным галактическим скоплением, которое находится на расстоянии около 400 миллионов световых лет. Ранее ученые предполагали, что подобные скопления должны содержать большое количество межзвездного газа. Наблюдения проводились при помощи орбитальных телескопов NASA Chandra и ESA XMM-Newton.

Анализ спектра излучения блазара позволил установить, что часть этого излучения в рентгеновском диапазоне не доходит до Земли. Сравнив свои данные с результатами компьютерного моделирования, астрономы пришли к выводу, что это излучение поглощается ионизированным межзвездным газом, в частности, ионами кислорода.

Ранее ученым уже удавалось обнаружить не столь крупные скопления ионизированного газа. Так, в 2002 году другая группа исследователей обнаружила недостающую барионную материю, проведя анализ поглощения излучения квазаров в ультрафиолетовом спектре.

Новая работа была воспринята ученым сообществом положительно. Некоторые специалисты, однако, отмечают, что в прошлом уже поступали ложные сообщения об обнаружении недостающей барионной материи. По их мнению, необходима тщательная проверка полученных данных. Если новые результаты подтвердятся, то это докажет правильность современных представлений о структуре межгалактического пространства.

Иммунитет к COVID-19 нашли у тех, кто им не болелИммунитет к COVID-19 нашли у тех, кто им не болел