В космос запустили спутник с телескопом, изобретенным в Харькове

Прибор харьковских ученых прогнозирует землетрясения и грозовые бури.
Ракета-носитель украинского производствр
Ракета-носитель украинского производствр "Циклон-3", фото предоставлено ХНУ им. Каразина

30 января с космодрома Плесецк в Архангельской области отправилась в космос ракета-носитель украинского производства с космическим аппаратом и прибором-"прогнозером" землетресений и грозовых бурь, созданным в недрах харьковской науки.

Идея создания спутникового телескопа принадлежит завотделом космических исследований кафедры экспериментальной ядерной физики ХНУ им. Каразина Алексею Дуднику. Ученый посвятил 10 лет созданию детища. Его задача — определять очаги землетрясений и грозовых бурь на планете Земля. "Это прорыв в науке. Прибор этого научного направления за время независимости Украины запускается в космос впервые. Он принесет пользу людям, ведь при его помощи можно определять очаги землетрясений и грозовых бурь, а также составлять их хронологию и карты", — рассказал автор идеи Алексей Дудник. Над проектом работали 15 сотрудников одновременно.

Прибор, пребывая на корабле в открытом космосе, улавливает частицы (электроны, протоны, альфа-частицы), которые окружают космический аппарат. Блок электроники поместили в специальный герметический отсек и даже создали комфортные условия для его работы: поддерживается комнатная температура и такое же атмосферное давление, как на Земле.

Перед тем как запустить установку в космос, создали пять рабочих образцов, на которых проводили испытания. На лабораторном образце, например, настраивали параметры электроники. "У каждого было свое предназначение, своя цель. Два находится у нас — один полетел в космос, а остальные отправились в Подмосковье", — рассказывает Алексей Дудник. Весит прибор около 16 килограммов. Вокруг Земли космический аппарат "Коронас-Фотон" пролетает примерно за 90 минут, а поэтому, утверждает изобретатель, можно повторно отслеживать очаги землетрясений или грозовых бурь. На днях харьковское изобретение начнет работу. "В космосе он пробудет от трех до пяти лет, но я уверен, что его открытий хватит еще на 5 лет расшифровок".

Алексей Половинкин, Сегодня