Гаттерии доказали непотопляемость Новой Зеландии

Исследователи обнаружили в Новой Зеландии останки, которые заставляют пересмотреть историю островов. Изучив окаменевшую челюсть древней рептилии, ученые заключили, что острова никогда полностью не уходили под воду (именно такова наиболее распространенная точка зрения). Коротко выводы исследователей, изложенные в журнале Proceedings of the Royal Society B, приводит журнал New Scientist.
Гаттерия. Фото пользователя Knutschie с сайта wikipedia.org

Согласно современным представлениям, около 500 миллионов лет назад Новая Зеландия была частью гигантского материка Гондваны. Приблизительно 167 миллионов лет назад Гондвана начала раскалываться, образуя более мелкие континенты. Новая Зеландия, Антарктида и Австралия долгое время были соединены между собой. Считается, что Новая Зеландия начала "самостоятельную жизнь" около 130-85 миллионов лет назад. По одной из теорий, около 25-22 миллионов лет назад она полностью погрузилась под воду, но позже опять "всплыла". Такое заключение было сделано из-за того, что в Новой Зеландии не было найдено окаменелостей, относящихся к этому периоду.

Находка ученых, работавших под руководством Марка Джонса (Marc Jones) из Университетского колледжа Лондона заставляет пересмотреть эту версию. Расположение следов от зубов на обнаруженных останках челюсти характерно только для одной группы рептилий - гаттерий, или туатар. По возрасту находка относится к тому периоду, когда Новая Зеландия уходила под воду.

"Хозяйка" челюсти должна была попасть на остров уже после того, как он вновь появился на поверхности. Животным пришлось бы приплыть в Новую Зеландию по океану. Маловероятно, что гаттерии пережили бы такое путешествие. Кроме того, в Австралии, откуда могли бы отправиться путешественники, не было обнаружено останков похожих животных.

Авторы находки выдвинули альтернативную версию прошлого Новой Зеландии. По их мнению, она погрузилась под воду не полностью. Обитавшие на островах виды животных и растений пережили погружение на оставшейся "наверху" части суши. Ученые предполагают, что на поверхности могла остаться очень небольшая часть Новой Зеландии - вплоть до одного процента ее современной территории. В качестве доказательства такого предположения ученые приводят остров Стефана. Его площадь в тысячу раз меньше одной сотой части Новой Зеландии, однако на нем обитают более тысячи гаттерий.