Водоросли оказались любителями танцев

Команда ученых из Великобритании и Японии обнаружила, что в определенных условиях водоросли рода Volvox начинают "танцевать". Препринт работы, в которой авторы описывают и объясняют необычное поведение водорослей, доступен на сайте arXiv.org.
"Вальсирующие" водоросли. Фото авторов исследования

Зеленые водоросли рода Volvox являются подвижными колониальными водорослями, обитающими в пресных водах. Колонии вольвокса имеют сферическую форму и состоят из отдельных клеток, соединенных слизью. Колония передвигается благодаря биению жгутиков составляющих ее клеток.

Наблюдая за движениями колоний вольвокса, ученые во главе с Раймондом Гольдштейном (Raymond Goldstein) из Кембриджского университета, обнаружили, что при приближении к твердой поверхности колонии начинают вести себя необычно. Когда две колонии подплывают, например, к нижней части стеклянного сосуда, они начинают "вальсировать" вокруг друг друга. То есть, вместо независимого поведения колоний, исследователи обнаружили между ними некую "связь".

Распределение массы в колониях вольвокса неравномерно: от нижней части отпочковываются дочерние колонии. Поэтому при движении колония легко закручивается вокруг своей оси. При приближении к дну сосуда две колонии начинают вращаться вокруг друг друга, практически соприкасаясь. Когда колония становятся слишком тяжелыми для того, чтобы плыть вверх, они продолжают "парить" над поверхностью, обращаясь вокруг партнера.

Вероятным объяснением "танцев", по мнению авторов работы, могут быть гидродинамические силы и "притяжение" выделяемой колониями смазки. И именно такое поведение вольвокса лежит в основе наблюдаемой биологами скопления колоний возле твердых поверхностей.