Археоптериксы оказались глуховатыми

Новые данные, полученные с помощью компьютерной томографии, показали, что ископаемая птица археоптерикс плохо слышала. Информация об анатомии черепа археоптериксов позволила ученым сделать вывод о том, что они обладали большим, чем считалось, сходством с современными птицами. Основные положения работы, опубликованной в журнале, изложены в пресс-релизе Университета Огайо.
Останки археоптерикса, найденные близ Лангенальтайма в 1991 году. Фото пользователя Luidger с сайта wikipedia.org

Археоптерикс, обитавший на Земле в конце Юрского периода, считается самой древней и примитивной из известных птиц. По размеру археоптерикс был сравним с современными сороками. К настоящему моменту палеонтологи обнаружили останки восьми особей археоптерикса, которые позволили воссоздать примерный внешний вид птицы. О тонких особенностях внутреннего строения археоптерикса ученые могли только строить предположения. Например, чтобы оценить слух птицы, ученым приходилось исследовать кости черепа и "прикидывать" размеры соответствующей части мозга.

Авторы данной работы использовали метод компьютерной томографии (КТ), который позволил увидеть и воссоздать тонкие детали строения уха. Ученые исследовали с помощью КТ строение внутреннего уха археоптерикса и 59 видов животных, включая черепах, крокодилов, змей и птиц (считается, что птицы произошли от рептилий). Анализируя полученные результаты, исследователи смогли установить связь между длиной канала улитки (части внутреннего уха, внутри которой расположены чувствительные клети) и остротой слуха. Как утверждают авторы исследования, найденная зависимость предсказывает, что слух археоптерикса был сравним со слухом страуса эму, который считается одной из самых слабослышащих птиц.

Ученые считают, что их работа дает основания считать, что археоптериксы еще больше похожи на современных птиц, чем считалось раньше. Так, по длине канала улитки археоптерикс гораздо ближе к птицам, чем к рептилиям. Доводы в пользу большего сходства археоптерикса с современными птицами или с рептилиями появляются регулярно. Например, в 2005 году ученый из Исследовательского института Сенкенберга заявил, что его данные подтверждают вторую теорию.