Астрономы сократили время роста газовых гигантов

Новые данные астрономов показывают, что время формирования газовых гигантов в звездных системах в два раза меньше, чем считалось ранее. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Гарвардского университета, сотрудники которого принимали участие в исследовании.
Изображение скопления NGC 2362 (в центре) в псевдоцветах. Фото NASA/JPL-Caltech/T. Currie

В рамках исследования астрономы использовали данные о звездном скоплении NGC 2362, собранные телескопом Spitzer. Возраст большинства звезд, входящих в скопление, составляет около пяти миллионов лет.

Ученые установили, что вокруг многих из звезд идет процесс образования планет. При этом все звезды массой около одной солнечной уже лишились своих протопланетных дисков - газопылевых образований, которые являются источником строительного материала для газовых гигантов.

Ранее считалось, что подобные диски присутствуют вокруг звезд в два раза дольше - около 10 миллионов лет. Новые данные, таким образом, "загоняют" процесс формирования молодых Юпитеров в очень узкие рамки - планета должна достичь "зрелости" (по словам исследователей) за какие-то 2-3 миллиона лет. Для сравнения, у Земли и прочих "каменных" планет Cолнечной системы ушло примерно 20-30 миллионов лет на "созревание".

Ученые отмечают, что процесс формирования газовых гигантов должен быть крайне эффективным, раз он проходит настолько быстро по космическим меркам. При этом он не является редкостью во Вселенной - на настоящий момент обнаружено несколько сотен экзопланет, большинство из которых являются газовыми гигантами.