Астрономы показали возможность формирования планет вблизи двойных звезд

Вблизи звездной системы V4046 в созвездии Стрельца, находящейся на расстоянии 210 световых лет от Земли, астрономы обнаружили признаки формирования планет. При помощи 30-метрового радиотелескопа ученые зафиксировали вблизи двойной звезды наличие монооксида углерода и цианистого водорода (по тривиальной номенклатуре - синильной кислоты). Наличие газов интерпретируется исследователями как свидетельство зарождения газовых гигантов. Статья с результатами их работы опубликована в журнале Astronomy and Astrophysics, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Типичнный пейзаж на гипотетической планете в двойной системе. Рисунок Don Dixon с сайта cosmographica.com.

Как сообщают авторы работы, найденные по характерным спектрам в радиодиапазоне вещества остаются в протопланетном диске после формирования планет, напоминающих газовые гиганты Солнечной системы. Для двойной системы, расстояние между звездами в которой всего лишь в десять раз больше диаметра каждого светила, такое открытие делается впервые. В 2005 году появлялась информация об обнаружении планеты в тройной системе HD 188753, однако два года спустя она не подтвердилась. Кроме того, расстояния между звездами было существенно больше.

Звезды в изученной системе делают полный оборот вокруг общего центра масс всего за двое с половиной суток. Несмотря на это, протопланетный диск весьма схож с аналогичными дисками вокруг "обычных" - одиночных - звезд того же возраста. По мнению авторов работы, это может означать, что тесные двойные системы, так же как и остальные звезды, могут "владеть" планетами-гигантами. И следующим шагом в изучении экзопланет может стать наблюдение двойных систем с использованием современных высокочувствительных методов.