Эволюция в размерах организмов происходила скачками

Эволюция на планете не была постепенным процессом, а усложнение организмов произошло в результате двух скачков, связанных с геологическими изменениями планеты, утверждают американские ученые. Это исследование идет вразрез с общепринятым мнением, будто живые организмы развивались от простейших к сложным многоклеточным организмам на протяжении длительного периода, пишет Би-Би-Си.

"К своему большому удивлению мы обнаружили, что почти все организмы увеличивались в размерах в два временных интервала", - указывает один из авторов исследования, профессор геофизики из университета Вирджинии Михал Ковалевский. "Более того, выяснилось, что оба этих интервала приходятся на периоды, соответствующие значительному повышению уровня кислорода в атмосфере Земли", - добавил он.

Ученые, которые проанализировали описания ископаемых остатков, обнаружили два скачка в размерах - при переходе от бактерий к эукариотическим (содержащим ядро) клеткам и от одноклеточных организмов - к многоклеточным.

Простейшие бактерии научились при помощи фотосинтеза поглощать солнечную энергию и двуокись углерода более трех миллиардов лет тому назад. Они хорошо развивались в условиях, когда в атмосфере Земли был довольно низкий уровень кислорода.

Выделяемый ими кислород способствовал развитию более сложных клеточных структур, и таким образом появились эукариотические клетки. Примерно за 200 миллионов лет организмы увеличились в размерах от клеток, невидимых невооруженным глазом, до живых организмов, размером с человеческий ноготь.

И только после второго скачка, когда в атмосфере повысился уровень кислорода примерно до 10 % его нынешней концентрации, - примерно 540 миллионов лет назад - из одноклеточных организмов развились многоклеточные.

"Обращает на себя внимание тот интересный факт, что каждый из этих шагов соответствует по времени периоду истории, когда происходило усложнение организмов: на первом возникли эукариотические клетки, а на втором - многоклеточные организмы", - отметила еще одна участница исследований Дженифер Стемпиен.

Ученые выяснили, что на протяжении трех с половиной миллиардов лет максимальный размер живых организмов менялся 16 раз. В настоящее время самые большие организмы на земле, такие, как, например, голубой кит, могут достигать размеров, превышающих размеры самых крупных динозавров.

Английские ученые же считают, что эволюция человека может остановиться из-за того, что всё меньше мужчин становятся отцами в старшем возрасте. По данным профессора Стива Джонса из University College London (UCL), мужчины, которые заводят детей после 35 лет, с большей вероятностью передают им изменения генотипа.

Другой фактор – ослабление естественного отбора. "В древние времена половина нынешних детей умерли бы, не дожив до двадцати. В наши дни в западном мире 98 % из них доживают до 21 года", - добавляет Джонс.