Микроскопические черные дыры "съели" первые звезды

Ученым удалось объяснить возникновение сверхмассивных черных дыр на раннем этапе развития Вселенной, сообщает New Scientist. В ответе за это оказался "суп" из микроскопических черных дыр и материи, который поглотил первые звезды. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.
Сверхмассивная черная дыра в центре галактики NGC 4696 в псевдоцветах. Фото NASA

Согласно современным представлениям, микроскопические черные дыры образовались почти сразу после Большого Взрыва. Исследователи утверждают, что их средняя масса была примерно 9x1020 килограммов. С одной стороны, если бы масса данных объектов была больше этого значения, то их следы можно было бы обнаружить современными телескопами (чего до сих пор не сделано). С другой стороны, если бы масса была меньше, то дыры "не дожили" бы до образования звезд (примерно 200 миллионов лет после Большого Взрыва), исчезнув в результате испарения Хокинга.

Известно, что звезды образуются в результате коллапса облаков газа и пыли под действием их собственной гравитации. При этом считается, что за создание подобных облаков после Большого Взрыва несли ответственность гравитационные сгустки темной материи. По мнению исследователей, после образования звезды в ее центре оказывалось несколько миллионов микроскопических черных дыр, которые сливались, образую более крупную дыру. Получившийся объект начинал поедать молодую звезду изнутри. Так как масса первых светил была достаточно большой - до 10 тысяч солнечных, то дыры росли крайне быстро, в результате чего за несколько сотен миллионов лет во Вселенной появились сверхмассивные черные дыры.

В настоящее время считается, что подобные дыры образуются в результате длительного процесса поглощения и слияний дыр звездной массы, появляющихся в результате гравитационного коллапса звезды в конце ее жизни. Схема, предложенная учеными, позволяет объяснить, почему эти объекты существовали уже в достаточно молодой Вселенной.