Учёние: за ожирение отвечает мозг, а не обмен веществ

Последние исследования генетиков подтвердили, что причину избыточного веса нужно искать в голове, а не в обмене веществ. Две независимые группы исследователей, опубликовавшие результаты своей работы в журнале Nature Genetics, пришли к выводу, что основную роль в контроле аппетита играет головной мозг, сообщает Би-Би-Си.

Влияние головного мозга на аппетит может оказаться куда более значительным, чем генетические факторы, отвечающие за способность накапливать и расходовать жировые ткани.

В исследовании приняли участие несколько тысяч человек. В результате ученым удалось обнаружить семь разновидностей генов, имеющих прямое отношение к избыточному весу. Специалисты исландской компании deCODE Genetics обнаружили все семь генов, а их коллеги из Giant Consortium независимо от исландцев обнаружила шесть из семи.

Обнаруженные гены непосредственно связаны с работой головного мозга. При этом оказалось, что люди, обладающие всеми семью генами, в среднем на 1,5-2 кг тяжелее остальных.

Считается, что на 70% индекс массы тела (ИМТ - показатель, учитывающий рост и вес) зависит от генетической предрасположенности и лишь на 30% - от образа жизни и окружающей среды.

"Это говорит о том, что, размышляя на тему, как нам бороться с эпидемией ожирения, необходимо сконцентрироваться не только на обмене веществ и расходе энергии, но и на регулировании аппетита", - говорит доктор Кари Стефанссон из deCODE Genetics.

Доктор Алан Гуттмахер из американского Института исследования генома человека назвал это открытие большим шагом вперед в понимании того, как организм регулирует свой вес. Однако профессор Питер Вайсберг из British Heart Foundation - фонда, занимающегося борьбой с сердечно-сосудистыми заболеваниями, - предлагает относиться к результатам исследования с осторожностью.

"Исследование еще раз доказывает, что некоторые люди более склонны к тучности по генетическим причинам и одним тяжелее следить за своим весом, чем другим. Однако этим нельзя объяснить нынешнюю эпидемию ожирения, поскольку эти гены существуют давно, а ожирение - проблема нашего времени", - говорит он.

Как сообщалось раньше, жители европейских стран Средиземноморья стремительно набирают вес . Причина - отказ от традиционного для региона режим питания, преимущественно состоявшего из овощей и фруктов. К такому выводу пришли специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В докладе ФАО отмечается, что в Европе за последние сорок лет количество потребляемых килокалорий возросло с 2960 до 3340 на человека в день. В таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Кипр и Мальта энергетическая ценность ежедневного рациона возросла на 30%.

До того муниципалитет Лос-Анджелеса запретил открывать новые рестораны быстрого питания в бедной южной части города. Среди жителей южного Лос-Анджелеса, преимущественно это афроамериканцы и латинос, сильно распространён диабет и ожирение . Между тем, не менее половины учреждений общественного питания на юге калифорнийского мегаполиса - это фаст-фуд. По некоторым данным, доля фаст-фуда даже выше: в недавнем исследовании приводилась цифра в 73%, тогда как в богатой западной части города - всего 42%

Также в начале 2008 года в Великобритании вступил в силу полный запрет на телерекламу нездоровой пищи во время трансляции программ для подростков . Речь идёт о рекламе чипсов, орехово-шоколадных батончиков и прочей еды и напитков, содержащих высокое количество жиров, сахара и соли. Эти меры приняты по инициативе британского регулирующего органа Ofcom после консультаций с общественностью, озабоченной проблемой ожирения среди детей и подростков.