Ответственность за формирование планет возложили на звездный ветер

Ученые из Сан-Франциско установили, что планетные системы формируются при активном участии звездного ветра. Выполненное ими математическое моделирование газопылевого диска вокруг молодой звезды показало критическую роль турбулентных потоков. Именно они приводят к слипанию частиц пыли и росту зародышей будущих планет. Работа ученых принята к публикации в The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.
Протопланетный диск в туманности Ориона. Фото NASA.

Новая модель объясняет рост будущих планет от миллиметровых частиц до тел, достигающих в диаметре километра. Как сообщается впресс-релизе университета, именно эта стадия может проходить при активном участии "звездных штормов" - турбулентных потоков вещества, создаваемых молодой звездой в центре будущей планетной системы.

В отличие от предыдущих попыток смоделировать аналогичный процесс, работа астрофизика Джозефа Барранко (Joseph Barranco) учитывает вклад силы Кориолиса, возникающей при движении от центра вращающегося диска к его краям. Это позволило обнаружить, что потоки звездного ветра формируют в итоге тонкие слои, в которых происходит слипание частиц пыли друг с другом.

Непосредственное изучение доставленных на Землю частиц кометного вещества и наблюдение удаленных протопланетных дисков уже указывало на другой процесс, также связанный со звездой. Кристаллы кварцеподобных минералов свидетельствовали о высоких температурах и давлении при прохождении ударных волн через облако пыли. Но в новой статье есть существенное отличие - в ней звездный ветер не превращается в сверхзвуковые ударные волны, а формирует вихри, подобные вихрям в атмосфере планет-гигантов.