Немецкого канадца развлекают функции и абсурд

И всё-таки. Нынешнее искусство прагматично и серьёзно или бессмысленно и дурашливо? Поди разберись… Вот дорожные знаки — это дело важное. Но если новые таблички столь нелепы, то такое ли оно важное? Или велосипед. Штука нужная, всем ясно. Но если он изо всей дури дымит — просто так дымит, — то кому нужен такой велосипед? Нужен кому-нибудь?

Вообще, разговор о какой-то пользе художественных вещей мы начали напрасно. Начнём его лучше по-другому. Итак.

Художник Мишель де Бруэн (Michel de Broin) родился в 1970 году в Монреале. Но тогда он ещё не догадывался о том, что он художник.

Это, фактически, известная школьная демонстрация проводимости растворов. В качестве раствора — красное вино, а лампочка… сами видите, что с лампочкой. Имя экспонату — "Непрозрачность тела в прозрачности цепи" (Opacity of the Body within the Transparency of the Circuit) (фото с сайта micheldebroin.org).
Это, фактически, известная школьная демонстрация проводимости растворов. В качестве раствора — красное вино, а лампочка… сами видите, что с лампочкой. Имя экспонату — "Непрозрачность тела в прозрачности цепи" (Opacity of the Body within the Transparency of the Circuit) (фото с сайта micheldebroin.org).

Понял это он немного позже. Когда — мы даже и не знаем. Но, видимо, это случилось намного раньше, чем он получил в университете Квебека в Монреале (Université de Québec à Montréal) магистерскую степень по изобразительному искусству.

Самые ранние его произведения, которые сейчас известны публике, относятся к концу 1990-х. Сейчас он продолжает создавать новые, работая попеременно то в Монреале, то в Берлине.

Активные установки по-прежнему берут неожиданностями. Этот "Потерявшийся объект" (Lost Object), зарегистрировав с помощью датчика движения появление посетителя в выставочном зале, быстро прячется в стену; если же всё спокойно, то вылезает обратно. Тут вам и функции, и абсурд… (фото с сайта micheldebroin.org).
Активные установки по-прежнему берут неожиданностями. Этот "Потерявшийся объект" (Lost Object), зарегистрировав с помощью датчика движения появление посетителя в выставочном зале, быстро прячется в стену; если же всё спокойно, то вылезает обратно. Тут вам и функции, и абсурд… (фото с сайта micheldebroin.org).

Создавая свои работы, де Бруэн не печётся о какой-то тщательной технике исполнения. Его создания, конечно, сделаны аккуратно — просто у него нет какого-либо желания что-то тщательно собирать и вырисовывать. Самое главное — идея, а остальное уже не столь важно; и особенно безразлично ему то, что большинство творений выглядят слишком примитивно.

Всё, что делает Мишель, по его словам, связано с контекстом произведения. А так как контексты разные, то и произведения неодинаковые, и под общую концепцию все их подогнать невозможно.

"Дыра" (Hole) (фото с сайта micheldebroin.org).
"Дыра" (Hole) (фото с сайта micheldebroin.org).

В одном из интервью художник признался, что ему хотелось бы видеть искусство лишённым какого-то назначения. То есть оно должно существовать само по себе.

Однако творчество Мишеля нельзя назвать абсурдным. По утверждению де Бруэна, правильнее будет утверждать, что в нём он доводит до абсурда всякие функции предметов. И делает это мастерски!

Вверху — фотография дорожного знака, запрещающего этот, хм, предмет. Посередине — автомобиль с этим предметом. Ну а внизу… В общем, всё ясно без слов. А если честно, не ясно вообще ничего (фото с сайта micheldebroin.org).
Вверху — фотография дорожного знака, запрещающего этот, хм, предмет. Посередине — автомобиль с этим предметом. Ну а внизу… В общем, всё ясно без слов. А если честно, не ясно вообще ничего (фото с сайта micheldebroin.org).

Развлекается с функциями и абсурдом художник уже давно — ещё с тех пор, как начал экспериментировать с опасными субстанциями в 1999 году. Нет, к пиротехнике его опыты отношения не имеют: "Опасные субстанции" (Dangerous Substances) — это название одного из проектов. Для него пришлось привлечь кое-что из классики авангарда, а именно "Чёрный квадрат" советского художника Казимира Малевича.

Маленькая подлянка. Stick to Resist — "Приклей, чтобы сопротивляться" — примерно таким образом можно перевести название поделки. Внутри устройства есть мощный электромагнит, не дающий оторвать эту дубину от стены. Чтобы сделать это, нужно ввести код (или дождаться, когда сядут батарейки). Вешается приспособление на металлическую поверхность, например, где-нибудь в метро. Девушка на снимке не случайно — она входила в комплект инсталляции (фото с сайта micheldebroin.org).
Маленькая подлянка. Stick to Resist — "Приклей, чтобы сопротивляться" — примерно таким образом можно перевести название поделки. Внутри устройства есть мощный электромагнит, не дающий оторвать эту дубину от стены. Чтобы сделать это, нужно ввести код (или дождаться, когда сядут батарейки). Вешается приспособление на металлическую поверхность, например, где-нибудь в метро. Девушка на снимке не случайно — она входила в комплект инсталляции (фото с сайта micheldebroin.org).

Проект представляет собой ряд постановочных фотоснимков, посвящённых некой весьма опасной субстанции. Что за субстанция — никто не знает, но это и не нужно: она условно обозначается чёрным квадратом или чёрным кубом. Который, видимо, действительно очень опасен.

Есть у Мишеля и совсем несложные на вид работы. Например, такие как эта "Тормозящая материя" (Braking Matter), очень похожая на известный вам атомный мир (фото с сайта micheldebroin.org).
Есть у Мишеля и совсем несложные на вид работы. Например, такие как эта "Тормозящая материя" (Braking Matter), очень похожая на известный вам атомный мир (фото с сайта micheldebroin.org).

Есть у нашего героя и некоторые проекты, носящие своего рода социальный характер. Например, "Возмещения" (Reparations). Это была серия перформансов (сейчас задокументированная на фото и видео), посвящённых мусору на парижских улицах — недаром акция носит подзаголовок "Переоценка мусора". Хм, почему на парижских-то?.. Ладно, пусть парижских.

"Голубой монохром" (Blue Monochrom) — ёмкость с очищенной и хлорированной водой. Жидкость подаётся через трубы мощным напором. Короче, гротескная пародия на джакузи (фото с сайта micheldebroin.org).
"Голубой монохром" (Blue Monochrom) — ёмкость с очищенной и хлорированной водой. Жидкость подаётся через трубы мощным напором. Короче, гротескная пародия на джакузи (фото с сайта micheldebroin.org).

Эти представления делались по очень простому рецепту. Сначала Мишель собирал в Париже пустые пластиковые бутылки и помещал их горлышком вниз в специальные подставки. Затем он брал велосипедный насос и с его помощью закачивал в них "гремучую смесь" из воды и окружающего воздуха.

При достижении некоторого давления бутылка взмывала вверх. Смысл этого художественного шоу состоит в том, что эти никчёмные ёмкости, валявшиеся на дорогах, были успешно запущены в небо. Вот и вся миссия.

А в последнее время де Бруэна жутко заинтересовала транспортная тематика. Причём со всех её сторон.

Полёты пустых бутылок в Париже. Внизу — аппарат, который заставлял их взлетать (фото с сайта micheldebroin.org).
Полёты пустых бутылок в Париже. Внизу — аппарат, который заставлял их взлетать (фото с сайта micheldebroin.org).

Начать решил художник с Shared Propulsion Car. Это машина, но не совсем обычная. То есть поначалу-то она была обычной. Когда же она сильно состарилась, Мишель решил не отправлять её на свалку, а чуть-чуть переделать.

Он вытащил из неё все "внутренности" и установил внутри автомобиля систему педальных приводов, с помощью которых все пассажиры приводят авто в движение. Правда, попытка покататься на модифицированном драндулете однажды обошлась дороговато — она, как сообщает журнал DRIVE.RU, довела аж до судебной тяжбы!

Экспонат Superficial ("Поверхностное") сделан из цемента и стекла, и ставить его можно не только в лесу: озадачивающий эффект гарантирован везде (фото с сайта micheldebroin.org).
Экспонат Superficial ("Поверхностное") сделан из цемента и стекла, и ставить его можно не только в лесу: озадачивающий эффект гарантирован везде (фото с сайта micheldebroin.org).

Вскоре, решив не сильно отклоняться от "велосипедной темы", Мишель сделал новое средство передвижения по кличке "Продолжай дымить" (Keep on Smoking). В основе изобретения — обычный велик (самый обычный, а не какой-нибудь x-образный или лыжный).

Эта машина невероятно дымит, когда едет. Вот только это не значит, что данное свойство как-то связано с превращением энергии топлива в энергию движения, нет. Когда велосипед катится, он просто дымит — и всё тут. Как не вспомнить снова про абсурд да про функции?

Потянет ли на приз за  суперпедальное устройство "Продолжай дымить"? Ой, вряд ли… (фото с сайта micheldebroin.org).
Потянет ли на приз за суперпедальное устройство "Продолжай дымить"? Ой, вряд ли… (фото с сайта micheldebroin.org).

И это ещё не всё. Мишель сделал также серию дорожных знаков с довольно нелепыми изображениями. Должен же этот вышеназванный уродский, извините, транспорт ездить хоть по каким-то правилам!

Как видите, не такие уж и дурацкие эти знаки. Линии на них соответствуют очертаниям дорог, которые Мишель специально прокладывает для этих инсталляций (фото с сайта micheldebroin.org).
Как видите, не такие уж и дурацкие эти знаки. Линии на них соответствуют очертаниям дорог, которые Мишель специально прокладывает для этих инсталляций (фото с сайта micheldebroin.org).

Но настоящий триумф, судя по всему, де Бруэну принесла инсталляция Black Whole Conference. По крайней мере, когда ему недавно вручали премию Sobey Art Award, в сообщениях об этом событии фигурировала в основном именно эта работа.

Занятный экспонат сделан из 74 офисных стульев, собранных в виде сферы. Вещь, полезная для любой конторы!

Где-то на этих снимках должны быть Мишель де Бруэн и его Black Whole Conference, что напоминает чем-то невидимую сферу (фото с сайтов newswire.ca и micheldebroin.org).
Где-то на этих снимках должны быть Мишель де Бруэн и его Black Whole Conference, что напоминает чем-то невидимую сферу (фото с сайтов newswire.ca и micheldebroin.org).

Кстати, Sobey Art Award — это весьма престижная в Канаде награда, которую раз в год вручают самому выдающемуся в стране молодому (до 40 лет) художнику. Её сумма составляет $50 тысяч.

Вот какой Мишель де Бруэн есть в Канаде и в Германии!



!

Если для Вас конкретно эта новость оказалась важной или интересной - пожалуйста, поделитесь ею в своей любимой социальной сети с помощью кнопок, расположенных под этим текстом. Это поможет нам в будущем делать более качественную подборку материалов, исходя из Ваших потребностей\интересов.




Коды для вставки в блог\форум

blog comments powered by Disqus


Вспомним другие новости из этого раздела?


Другие

←+Ctrl+→

Последние новости

Подгружаем последние новости