Меньше, да лучше: «фотошопы» и «офисы» обречены, будущее за мобильными приложениями!

В одной из самых ожесточённых дискуссий, когда-либо разгоравшихся на «Компьютерре», — в комментариях к колонке о вероятной кончине Microsoft как абсолютного лидера, узурпатора власти на ИТ-арене — был затронут вопрос, на котором грех не остановиться особо. Это вопрос вероятной трансформации прикладного программного обеспечения из той формы, в какой мы знали его последние тридцать лет, во что-то уникально новое. И, честно говоря, кажется странным, что в околокомпьютерной прессе его обсуждают так редко: ведь следуя «мобильной» дорожкой, на которую мы уже ступили, нам не обойти тему трансформации софта никак.

Завязка тут простая и, в общем, очевидная. Хотим мы того или нет, персональные компьютеры срастаются с мобильными устройствами. Называйте это смертью персоналки или её перерождением, процесс уже идёт. Но аппаратная смычка мобильного мира с миром ПК непременно должна оказать влияние и на софтверную часть. Софт должен будет претерпеть изменения, адаптироваться к новым реалиям. Но вот какими эти изменения будут — ещё только предстоит понять.

Где-то перемены уже вовсю цветут: таков, к примеру, пользовательский интерфейс. Пусть и не без проблем, он уже меняется: взгляните на тайлы Windows 8 или на то, как Android мигрирует на десктоп практически в своём оригинальном виде. Не факт, что под таким агрессивным натиском примитив «окна» переживёт следующую декаду! Но есть и менее очевидные зоны, где перестройка только обозначилась или представляется вероятной. Таковы размер и функциональное наполнение программ. Мобильные устройства слишком слабы, чтобы исполнять десктопных монстров вроде MS Office или LibreOffice, Photoshop — и это самый первый аргумент, которым «скептики-консерваторы» (считающие смартфоны и планшетки недокомпьютерами) тычут в глаза «либералам» (считающим, что дни классической персоналки сочтены). Ну так почему бы программам не измениться, приспособившись к изменившемуся железу?

Кстати говоря, Sony продала свой PC-бизнес. А Dell теперь выпускает такую вот милую Android-персоналку.
Кстати говоря, Sony продала свой PC-бизнес. А Dell теперь выпускает такую вот милую Android-персоналку.

Размер применительно к компьютерной программе — весьма размытое понятие. Если в «офлайне» существует несомненная твёрдая единицы длины, применением которой можно сравнивать различные объекты, в виртуальности такой единицы нет. Как измерить длину (она же в данном случае «объём», она же и «вес») куска кода? Многие предлагают отталкиваться от количества строк (LOC — lines of code), но даже на одном языке программирования один и тот же отрывок можно записать сильно по-разному. Та же ерунда с байтами: программы практически всегда упакованы архиваторами, так что мы не знаем их истинного размера: ну сколько на самом деле байт в 200 мегабайтах инсталлятора LibreOffice? А ведь есть ещё измерительные единицы более высокого уровня, вроде функциональных точек и прочего (полезных для сравнения не просто длины, а сложности софта).

Короче говоря, обсуждая критерий размера применительно к программному обеспечению, есть смысл ограничиться общей качественной оценкой, нарисовать тенденцию. А это как раз сделать очень просто: размер среднестатистической программы для ПК последнюю треть века менялся только в одном направлении — вверх!

Первые модели IBM PC имели в BIOS функции работы с магнитофоном: магнитной ленты — вмещавшей десятки, сотни килобайт — было достаточно для хранения софта. Потом пришли магнитные диски и случился скачок на порядок: мегабайты. Компакт-диски обозначили следующий виток — сотни мегабайт. И сегодня, наконец, физические носители заменила Сеть, а вместе с этим размер дистрибутивов скакнул ещё на порядок, в гигабайтную область. В принципе, топовые мобильные устройствам справляются — и хорошие мобильные игры вполне себя «весят» поболее гигабайта, хоть та же Android, например, пока смущается качать их через сотовую сеть. Но что занимает этот объём? Нельзя ли вернуться к килобайтным программам или хотя бы к программам размером в единицы мегабайт?

Windows 8

У этого смешного вопроса на самом деле очень серьёзное продолжение, поэтому попробуйте на него ответить. Игры отметём сразу, как особый случай: там графика, видео, там гигабайтные размеры оправданы. Но что занимает миллионы и миллиарды байт в неигровых программах — вроде тех же офисных пакетов, графических редакторов?

Сколько-то процентов отдано текстам, сколько-то порождены оптимизацией кода, часть объёма приходится на статически слинкованные библиотеки — которые вообще-то можно было оставить снаружи, но размером пожертвовали ради удобства. В любом случае всё это занимает лишь какую-то часть дистрибутива, основная же масса кода содержит собственно функционал. Даже один человеко-год программистского труда выливается в мегабайты: активно развиваемый проект обязательно обрастает новыми функциями. Если же бок о бок трудятся десятки или сотни разработчиков, да с разными языками, чистая масса растёт пропорционально быстрей. Вот откуда миллионы новых строк, вот откуда десятки и сотни мегабайт.

Что из этого следует? Резервы по размеру у прикладного софта имеются, но незначительные, поскольку размер неигровой программы зависит прежде всего от её функционала, а мы привыкли к программам, умеющим всё и вся. И вот так, очень естественно, мы приходим к третьему свойству, которое — параллельно с интерфейсом и размером — может измениться после срастания персоналок с мобильными устройствами. Размер, сложность, тяжесть — называйте как хотите — прикладных программ возможно сильно уменьшить, если урезать функциональность. И, значит, вопрос, для чего простому юзеру планшетка, если на ней не работает «Фотошоп», должен на самом деле звучать так: а нужен ли «Фотошоп» 99% рядовых пользователей? Ведь в большинстве случаев наверняка можно обойтись куда менее сложными (читайте: менее функциональными) инструментами. Ну сколько функций и каких потребно простому человеку для обработки снимка в Instagram или «В Контакте»?

Apps

Компьютерная эволюция сама подталкивает нас к правильному решению. Программы должны стать проще, а значит меньше и быстрей. Да, они перестанут быть монстрами, которые всё умеют и всё могут, но в этом и нет нужды! Оглянитесь, признайтесь хотя бы себе самому: функционал большинства популярных инструментов для ПК уже чрезмерен! Мы привыкли жить на широкую ногу, сжигая гигагерцы и гигабайты, но, пересев на мобильные устройства и гибриды, от этой привычки откажемся — пусть не безболезненно, зато без последствий для продуктивности. 

Размер среднего приложения на платформах iOS и Android измеряется единицами мегабайт. Простота, узкая специализация — их определяющие свойства: и это их преимущества, не недостатки! Они потребляют меньше системных ресурсов, они точней соответствуют решаемым задачам (вспомните знаменитое эппловское «There's an app for that!»), а кроме всего прочего они ещё и наверняка более высокого качества — в сравнении с компьютерными монстрами. Это предположение вытекает из эмпирического факта нелинейного роста усилий, требуемых для разработки и поддержания софтверных проектов: количество затрачиваемых человеко-часов растёт непропорционально быстро размерам кода. Вероятно, то же справедливо и в обратном направлении: чем меньше код, тем лучше он отлажен.

Так не тратьте время зря, ожидая, пока для планшеток и гибридов появятся аналоги LibreOffice или «Фотошопа». Очень может быть, этого не случится никогда! Правильней будет разбить тот же «Фотошоп» на функциональные примитивы и написать дюжину мобильных приложений, реализующих данные функции по отдельности.

Пока этого не сделал кто-нибудь ещё.

В статье использована иллюстрация Karl Baron.


Евгений Золотов, Компьютерра





Интересные новости
НБУ та Мінцифра запускають обмін документів між банками через «Дію»НБУ та Мінцифра запускають обмін документів між банками через «Дію»
Блок рекламы


Похожие новости

Глава Госспецсвязи рассказал, какие мобильные приложения лучше использовать на оккупированных территорияхГлава Госспецсвязи рассказал, какие мобильные приложения лучше использовать на оккупированных территориях
Киевстар, Vodafone и lifecell рассказали, как бесплатно пользоваться мобильными услугамиКиевстар, Vodafone и lifecell рассказали, как бесплатно пользоваться мобильными услугами
Google выпустила обновление прошивки Pixel 6 для улучшения сканирования отпечатков пальцев
Xiaomi меньше чем за минуту продала более 30 000 складных смартфонов Mi Mix Fold. Каждый стоит больше $1500
ТОП-3 смартфона с самой лучшей камерой
Перемены в передней панели iPhone 13 подтвердились: «чёлка» станет меньше, а динамик переедет выше
Глобальная версия Xiaomi Mi 10S может получить улучшенный чип Snapdragon 888
Мессенджер WhatsApp получит массу улучшений в этом году
Samsung представила доступный смартфон Galaxy M21s с улучшенными камерами
Представлена обновлённая гибкая «раскладушка» Motorola Razr. Теперь с 5G и улучшенными камерами
Последние новости

Подгружаем последние новости