Препарируем фантом FOMO
О FOMO мне все уши прожужжали еще до того, как я ушел из Фейсбука. Впервые столкнувшись с этим термином вульгарной социологии, я ознакомился с определением, немного подумал и ... пожал плечами: раз людям так хочется придумывать какие-то лишние сущности — на здоровье! Я-то тут при чем? По крайней мере, удаляя аккаунт из совхоза Цукерберга, я меньше всего думал о FOMO как о мотивации, которая меня в нем удерживала целых полгода.
Но не тут-то было! FOMO продолжало свое наступление по самым разнообразными информационным клизмам: порталы, журналы. Дошло до визуального промывания мозгов: вчера посмотрел
Начнем с сухого определения. FOMO — это акроним Fear Of Missing Out, страха оказаться не в теме (не у дел, что-то пропустить и т.п. ). Впервые во всю мощь современных мозгопромывочных СМИ о FOMO заговорили в 2011 году, выдвинув смелую идею, что FOMO — это модернизация социального аргумента «Keeping up with the Joneses» («Как бы не отстать от семьи Джонсов»), которая случилась по вине социальных сетей.
Логическая цепочка классического научно-популярного изложения FOMO выглядит следующим образом: «Сначала приходит приступ зависти. Затем появляется беспокойство, утрата уверенности в себе, гнетущее ощущение собственной неадекватности. В заключении все эти эмоции сплавляются воедино, наполняя вас желчным раздражением».
Соответственно, для того, чтобы «ломка» FOMO не наступила, необходимо постоянно принимать «дозу», а значит появляться в Фейсбуке или Твиттере как можно чаще, желательно — каждые 15 минут: не дай бог, вы что-то пропустите интересное в своей френд-ленте, не сможете адекватно отреагировать, отстанете от жизни и т.д. со всеми остановками по пути деформации личности.
Классическое представление о FOMO, данное цифровой цивилизацией в 2011 году, вертелось вокруг священной коровы либерального общества — Его Величества Choices. Эти самый choices (выборы, возможности, варианты) определяют меру свободы индивида в обществе. Таким образом понятая свобода, на самом деле, является жесточайшей иллюзией, однако внутри самой социальной системы рассматривается как, с одной стороны, гарант, с другой — главный критерий полноценного бытия.
Иными словами: если у тебя есть choices, ты полностью реализовался и «соответствуешь» ожиданиям окружающего общества. Нет choices — oh-ow! — ты в беде и нужно срочно что-то исправлять.
В подобной парадигме FOMO воспринимается как естественная и адекватная реакция индивида, который (вполне справедливо) обеспокоен утратой своих choices! Соответственно, FOMO рассматривается не как наркотик, а, скорее, как безобидный допинг, позволяющий человеку обрести равновесие и восстановить свои козыри в общепринятой ценностной системе.
Разумеется, компоненты страха, входящие в определение FOMO, не новы, и уж никак не появились в 2011 году. Однако именно в 2011 году произошло качественное переосмысление виртуальной реальности и ее роли в жизни современного человека. Причем переосмысление это случилось не на уровне бульварной публицистики, а на уровне научной теории. В частности профессор социологии Массачусетского технологического института (MIT) Шерри Тёркл издала
В
В 2011 году Шерри Тёркл прозрела и поняла, что countless хуже, чем few, то есть избыточность информации гораздо менее продуктивна, чем недостаточность информации. Или — переводя разговор в плоскость социологии: миллион друзей хуже пятерых друзей.
Логично было предположить, что в последующие годы (после первичной идентификации FOMO в 2011 году) снисходительное отношение к «новому наркотику» (было же время, когда кокаин продавался в каждой аптеке!) перерастет в суровое его порицание и даже обструкцию. Куда там!
Помянутое выше интервью Рэнди Цукерберг служит хрестоматийной иллюстрацией того, как западная цивилизация сублимирует серьезные проблемы, подменяя их решение какими-то безумными и лживыми химерами. Знаете, как предлагает сестрица Марека бороться с FOMO и интернет-зависимостью? Вы не поверите: для начала нужно осознать, что «time is a very valuable currency», поэтому прежде, чем навязывать своим «френдам» фотографии пищи, употребленной вами за завтраком, нужно подумать об этикете и воздержаться от злоупотребления «ценной валютой» — чужим временем!
Кульминацией подноготной глубины мысли социологов новой волны служит идея «цифрового шаббата», которую Рэнди Цукерберг зачем-то представила как собственное великое изобретение. Смысл «цифрового шаббата»: раз в неделю перестать шить и заниматься финансовыми гешефтами торчать в интернете (никогда не пользовался strike-through, но тут просто не мог удержаться :), отключить все девайсы и посвятить день непосредственному своему окружению — то есть живым родным и близким.
Конечно, сестра Марека ничего не придумала, а химера «цифровой субботы» давно уже оформилось в общенациональное движение, которое аж с 2010 года озабочено «замедлением нашей жизни». Называется
Помимо очевидных методологических изъянов «рецепты» (и концепты) Рэнди Цукерберг (и стоящих за ней манифестантов шаббата) угнетают еще и полной своей беспомощностью перед лицом FOMO. Создается впечатление, что западная цивилизация, по традиции ловко и умело диагностировавшая недуг, ощутив на подсознательном уровне полную неспособность выработать лечение, пошла путем маскировки а-ля Петька и Василий Иванович («Петька, ты меня видишь? Нет? Вот и замаскировались!»): отключите штепсель на день раз в неделю и будет вам счастье!
Природа наделила меня самым действенным противоядием от «страха оказаться не в теме» — солипсизмом и эгоцентризмом, которые автоматически деградирует любую тему, возникающую за пределами моего собственного Я, как минимум до состояния «может подождать, никуда не денется». По этой причине я не в состоянии ощутить на себе лично всю разрушительность FOMO. Скажу больше: я вообще сомневаюсь, что у этого феномена есть право на самостоятельное существование.
Корень моих сомнений зарыт не глубоко. Я полагаю, что FOMO — всего лишь субпродукт меркантильной цивилизации, напрямую завязанный на ее аксиологию. До тех пор, пока материальное потребление будет оставаться высшей ценностью общества и все члены этого общества будут стремиться в первую очередь удовлетворять голод обладания вещами, FOMO будет сопутствовать этому обществу как органичный атрибут на уровне физиологии!
FOMO — это жабры homo consommatus и homo parcus, человека потребляющего и человека сберегающего. Лишите это несчастное существо жабр и оно тут же склеит ласты. На интуитивном уровне общество это понимает, поэтому не предлагает никакой радикальной хирургии, ограничиваясь плацебо «цифрового шаббата».
P.S. Дабы не заканчивать на нигилистической ноте, предлагаю в качестве бонуса ознакомиться с
Единственная оговорка: способ воплощения этой идеологии, предложенный Александром Усаниным («правительству нужно немедленно запретить в СМИ всё, что способствует разрушению отношений различного уровня: запретить передачи, в которых свободный секс преподносится как норма поведения, которые пропагандируют гомосексуализм, лесбиянство – поскольку они разрушают семью»), совершенно идеалистичен и обречен на провал. Все эти «непущать!» мы уже проходили и ничем кроме невроза двойной морали они не заканчиваются.