Пират – лучший друг продюсера?
То, что кинопират приносит продюсерам колоссальные прибыли – общеизвестно. Фильмы «Сундук мертвеца» и «На странных волнах» из эпопеи «Пираты Карибского моря» принесли более чем по миллиарду долларов каждый. Да и предыдущие серии не оплошали – выручка с них составляла более чем по полгигабакса с каждого. Так что живописных ребят, ходящих по тёплым морям под флагом «Весёлого Роджера», кинобизнес любит. Но «цифровые» пираты, те злодеи, кто смотрят кино «на халяву» сами и помогает это делать другим – они же главные враги «киношников»? Хотя выполненные университетскими учёными исследования показывают, что это совсем не так!
У каждого времени и у каждой сферы человеческой деятельности свои страхи и страшилки. И отделить их друг от друга весьма трудно… В том числе – разделить страхи и страшилки касающиеся новых технологий. Ну, вот какое сердце законодателя, особенно с Капитолийского холма, устоит перед трепетными словами главы Ассоциации кинопроизводителей, Motion Picture Association, говорящими о том, что новая технология «приходит к американским кинопродюсерам и американским кинозрителям так же, как Бостонский душитель к одиноким женщинам…»
Ну, в общем, уважаемые читатели, мы все поняли, про что это… Такое свежее, актуальное, недавнее… Да? Точно поняли? Дело в том, что Джек Валенти, возглавлявший Motion Picture Association of America произнес эти слова 12 апреля 1982 года, и в панический ужас его – равно как ассоциации владельцев кинотеатров, радио и киноактеров, кинооператоров – повергла такая техническая новинка как видеомагнитофон. Так в оригинале звучали его слова – “The VCR is to the American film producer and the American public as the Boston ¬Strangler is to the woman home alone.”
Кассетный видеомагнитофон. Изделие очень интересное с точки зрения истории техники – японские производители сумели превратить его в общедоступный благодаря массовому рынку сбыта. Они работали на весь мир – даже производившиеся в странах социалистического лагеря видеомагнитофоны, вроде отечественной «Электроники ВМ-12», использовали комплектующие и узлы из Страны Восходящего Солнца. Но это был прибор – с точки зрения современных технологий – немыслимо архаичный. Во-первых – аналоговый, вносящий неизбежные шумы при копировании. Во-вторых – устройство последовательного доступа (приходилось ли кому их читателей работать с данными на магнитных лентах ЕС или СМ ЭВМ…), делающее копирование весьма неудобным.
И, тем не менее, именно этому устройству прочили роль убийцы кинопроизводства и кинопроката. Кто же, мол, станет ходить в кино? А не будет кассовых сборов – не будет и новых фильмов… Впрочем, пересказывать доводы Валенти нет смысла – их можно в полном виде прочесть здесь (
Но давайте посмотрим, а как же страхи мистера Валенти претворились в жизнь? А никак… Это была страшилка. Несмотря на то, что
Смешно вспомнить, что производитель кинофантастики Стивен Спилберг некогда целых шесть лет отказывался передать своего E.T., «Инопланетянина» для распространения на видеокассетах… Это еще в те времена, когда сигнал был чисто аналоговым, а электровакуумные большие экраны телевизоров невероятно дороги и громоздки… Так что умудрённые опытом деятели киноиндустрии – в США это очень большой, очень конкурентный и абсолютно беспощадный бизнес – боялись зря. Технический прогресс в реальности принёс им пользу, способствовав увеличению доходов, вводя в оборот те фильмы, которые уже прошли по кинотеатрам…
Ну а сейчас? Может сейчас всё по-другому? Доступны большие экраны – пятидесятидюймовая плазма FullHD чуть больше чем за тысячу долларов. Технология стала цифровой – копии изготавливаются без потерь. Устройства хранения информации – параллельны; именно это позволяет существовать такому явлению, как торренты, когда каждый, скачивающий кусочки информации, одновременно раздаёт кусочки информации скачанные ранее. Может вот теперь страхи киноиндустрии сбудутся? И новая технология наконец-то её убьёт? Не зря же она так ожесточенно лоббирует антипиратские законы, и за рубежом, и у нас…
Критерий истины есть только один. Зовётся он – практика. Опыт. Эксперимент. Только с его помощью мы можем отделить умозрительные конструкции от реалий окружающего мира. И что же говорит нам эта практика? И вот недавно такой эксперимент был поставлен. Радениями правообладателей, руками ФБР был закрыт популярный файлообменник Megaupload. Событие это почти мгновенно оказало вполне наблюдаемое влияние на процессы обмена файлов. (Закрытие Megaupload перераспределило мировой файлообменный трафик) Казалось бы киноиндустрия – вся поголовно – должна быть счастлива. Ведь борцы с пиратами
Но вот исследование, проведённое специалистами из Мюнхенского университета и Лондонской школы экономики, выявило неожиданный эффект. (
Всё вышеизложенное легко интерпретировать. Все мы знаем, какую важную роль в экономике постиндустриального мира играет реклама. Ведь потребности сейчас не удовлетворяются, а создаются… Ну а для низкобюджетных фильмов файлообмен является самым эффективным способом рекламы. Фанаты кино скачают фильм, и – если он того достоин – расскажут о нем своему окружению. Которое с достаточно высокой вероятностью посмотрит его одним из легальных способов. И в любом случае известность – это капитал, и актеров, и режиссеров со сценаристами, и даже продюсеров.
И сами нынешние капитаны киноиндустрии это прекрасно понимали ещё до публикации вышеупомянутого исследования (если автор прочитал показания Валенти при подготовке статьи, то они-то на них формировались как профессионалы…). Вот глава HBO Майкл Ломбардо, назвавший интерес пиратов к «Игре Престолов» «комплиментом качеству». А CEO компании Time Warner Джефф Бьюкес
Давайте приведём совсем далёкий исторический пример. С библиотеками правообладатели – особенно английские – долго боролись в девятнадцатом веке. А потом «в отрасль» пришёл благотворитель, стальной магнат Эндрю Карнеги, дотировавший исполу (половину сам – половину местные власти) строительство библиотек. И вот эти библиотеки, обеспечив миллионы людей дармовым чтением, создали массовый рынок для книжной продукции. Карнеги радел о культуре, но попутно подарил книгоиздателям и авторам массовых жанров, Агате Кристи и Эрлу Гарднеру, массовые рынки недорогих книг (аккурат к тому времени подоспела технология pocket book, книг в мягких обложках, ценой в 25 центов и тиражами в миллионы).
И сегодня сценарист кино и телефильмов Джули Буш, автор байкерской драмы Sons of Anarchy, говорит о том, что киноиндустрия начинает рассматривать пиратский файлообмен как одну из форм продвижения своей продукции,
Да и в целом «фабрике грёз» на состояние дел жаловаться не приходится. Год 2012 оказался для Голливуда самым прибыльным в его истории – в Северной Америке кассовые сборы составили $10.8 миллиардов, увеличившись на 6% по сравнению с очень даже неплохим 2011 годом. Это подтверждает взгляды, обоснованные в исследовании учёных из Университета Миннесоты Бретта Данегера и Джоэля Вальдфогеля