Как стало известно журналистам The Register, Intel несколько месяцев назад основала таинственную группу разработчиков под названием Larrabee. Планы этой группы поистине наполеоновские – столкнуть с пьедестала почёта графических гигантов NVIDIA и AMD, представив собственные решения класса high-end. Безусловно, у Intel имеется немалый опыт разработки ускорителей трёхмерной графики, однако амбиции компании до недавнего времени не простирались далее массового рынка решений начального уровня. Для создания продукта, как и группа, имеющего названия Larrabee, Intel в течение последнего времени собирала штат работников, имеющих опыт в бизнесе 3D-ускорителей. Часть вакансий актуальны и по сей день, а часть была заполнена сотрудниками отколовшейся от Creative компании 3Dlabs. Задачи новой группы разработчиков простираются даже дальше, чем просто создание самого мощного графического чипа. В их планах – сотворить первый истинно многозадачный чип.
Так называемый GPGPU (general purpose GPU), то есть графический процессор общего назначения будет следовать тенденции индустрии, суть которой в том, что на GPU помимо собственно рендеринга трёхмерных сцен возложены задачи совершенно иного плана, начиная с расчётов игровой физики, и заканчивая обработкой массивов научной информации. Подобные проекты, как мы знаем, находятся сейчас на стадии реализации у NVIDIA и AMD. Вполне вероятно, что продукт Intel будет даже способен исполнять обычные х86-инструкции, что сделает его, по сути, вторым центральным процессором в системе. Впрочем, до сих пор не понятно, что же будет доминировать в Larrabee – функции графического, или центрального процессора. Когда исполнительного директора Intel, Пола Отеллини (Paul Otellini) спросили, собирается ли компания добавлять к ЦП функции ГП, как это планирует сделать AMD в рамках проекта Fusion, ответ был кратким: "Да. Это всё, что я могу сейчас сказать".
Если планам Intel и суждено сбыться, столь резкие перемены в архитектуре графического процессора зададут работу целым армиям программистов, которые до сих мог могли использовать наработки, полученные во времена первых Voodoo. Пропасть между обычным ГП и GPGPU будет практически равняться тому расстоянию, что индустрии пришлось пройти по пути от софтверного рендеринга до аппаратных 3D-ускорителей. В результате ещё долгие годы могут уйти на то, чтобы адаптировать существующий софт к новым процессорам. Нас ждут великие перемены.