Закат «Батлы»: почему украинская студия решила закрыть игру с аудиторией 12 млн юзеров

В 2005 году Лиховой работал маркетологом в одной из киевских компаний и в рабочее время (уже не стыдно признаться, как шутит сам Дмитрий) подсел на браузерную игру «Лига Героев». Постепенно познакомился с разработчиками игры. С одним из них, киевлянином Дмитрием Галяком, они и создали студию по разработке игрGeim.pro. «Это не было классическим бизнесом, мы были инди-разработчиками и энтузиастами, которые любили делать игры. В 2011 году пришла идея сделать «Батлу» и уже в начале апреля 2012 она появилась во «ВКонтакте», — рассказывает Дмитрий. Игру портировали на «Одноклассники», сделали под игру сайт, запустили на Kongregate, «Фотостране», «МойМир» и, наконец, на Facebook, пишут AIN.UA.

«Батла» – это браузерная игра, 3D-шутер на популярном движке Unity, рассчитанная на детей и подростков. Браузерная — то есть ее не надо покупать или устанавливать, но при этом это 3D-мир: кликнул — и играй. «Шутер, весящий 26 МБ — на то время это был прорыв», — говорит сооснователь компании.

Идея игры зародилась из технических возможностей движка и фантазии арт-директора компании Александра Жукова, который любит роботов. Так в игре появилась история про роботов, которые прилетели захватить Землю, но оказались слишком маленького для этого размера.

Зарабатывать на проекте предполагали по модели free-to-play, но со временем она начала трансформироваться в pay-to-win. Иными словами, чтобы прокачаться, можно было: долго и хорошо играть бесплатно или быстро вложить денег. В основном зарабатывали на прямой монетизации: продавали виртуальные товары (улучшения для роботов), пробовали зарабатывать на рекламе (прероллах), в какое-то время даже брали деньги за установки Amigo. Но основной оставалась внутриигровая модель.

Неожиданно для основателей, аудитория игры начала хорошо расти. До этого студия уже попадала в топы популярных игр (с игрой «Волшебные шарики» на «Одноклассниках» и 500 000 регистраций), но то был тестовый проект. Стали поступать первые платежи и 100% из этих денег команда вкладывала в рекламу. В августе 2012 года игра попала в первую десятку среди всех приложений «ВКонтакте», при том, что уже место в топ-20 обеспечило бы игре приток новых игроков.

Закат «Батлы»: почему украинская студия решила закрыть игру с аудиторией 12 млн юзеров

На графике выше виден рост после попадания в рейтинг приложений «ВКонтакте».

«Это тоже своего рода везение — мы неплохо чувствовали алгоритм, благодаря которому ранжируются игры в каталоге. Дуров его менял постоянно, но время от времени удавалось подстроиться. Как в 2014, например, как видно на графике», — говорит Лиховой.

Команда не озвучивает цифры по выручке, но отмечает, что самым щедрым был 2013 год: до этого занимались налаживанием систем вывода денег из сеток. «Уже спустя 5 лет ностальгируем с фразой «я столько денег в одном месте никогда не видел». Если же говорить об ARPU, то показатель был ничтожно мал», — вспоминает Лиховой.

В 2013-2014 году проект рос так, что не успевали подключать новые серверы: в единой сетке было под 30 серверов, каждое обновление занимало день.

По всем платформам в то время DAU доходил до 350 000, а онлайн — до 13 000 игроков, речь шла о постоянных перегрузках. Регистрации иногда доходили до десятков тысяч в день, +10 000 игроков в день было нормой.

Популярность проекта отражалась на всем контенте: рождественский ролик игры по мотивам нашумевшего тогда клипа PSY собрал под 2 млн просмотров. И в этом случае команда немного «взломала» алгоритм YouTube — ролик разместили в самой игре и с посещаемостью 300 000 пользователей в день он легко собрали 200 000 просмотров. Алгоритмы YouTube решили, что ролик действительно хороший, и поместил его в трендовые — это принесло ролику еще 1 млн просмотров.

Даже в 2017 году проект рос, когда команда им фактически уже не занималась и его захватили читеры:

Закат «Батлы»: почему украинская студия решила закрыть игру с аудиторией 12 млн юзеров

К 2015 году начались неприятности. Во-первых, Chrome отказался от поддержки Unity, и условно половина игроков в один прекрасный день просто не смогла зайти в игру. Во-вторых, игру начали захватывать читеры, которые создавали универсальные инструменты для взлома (к примеру, ломать не саму игру, а DirectX). Начали появляться даже программы для взлома «Батлы», и разработчики вынуждены были переключиться с создания контента и поддержки на защиту.

Отключение роSSийских сетей в Украине на популярность игры повлияло мало: если до 2016 года в игре было 27% украинских пользователей, сейчас — около 17%. Еще одним важным фактором стал кризис — в первую очередь, в РФ: первое, от чего отказываются люди в кризис — от расходов на компьютерные игры.

Закат «Батлы»: почему украинская студия решила закрыть игру с аудиторией 12 млн юзеров

Игра перестала себя окупать. Онлайн составлял 15 000 игроков в день в праздники, 10 000 в обычные дни и мог проседать до 5000-7000. Оплата серверов, зарплаты модераторов, бухгалтерия — руководство проекта посчитало, что нецелесообразно оставлять эти затраты. «Как бы это наивно не звучало, но бизнес есть бизнес. Все романтичные мысли рано или поздно разобьются о стену плохого планирования и менеджмента. Тогда я не понимал этого в полной мере», — говорит сооснователь компании. Сам Дмитрий сейчас сосредоточился на другом проекте — креативном агентстве PlusOne (недавно мы писали об их проекте ребрендинга для «Антонова»).

«Мы закрыли проект с посещаемостью около 15 000 игроков/сутки. Для многих это просто недостижимая цифра. Для нас это — уже агония проекта. Игроки заваливают нас сотнями писем о том, как им жалко. А я смотрю на это философски – нам удалось создать проект, в который играло около 12 млн человек. Они будут вспоминать его так, как я вспоминаю Doom 2, Quake или Heroes 3. И знаете что? Это — отличная компания. Значит, все было не зря», — говорит он.

Хотя мысли о второй «Батле» команду не покидают.


Ольга Карпенко, AIN

Коды для вставки в блог\форум




Интересные новости
Bloomberg: себестоимость PS5 составляет $450 из-за дефицита компонентовBloomberg: себестоимость PS5 составляет $450 из-за дефицита компонентов
GeForce NOW будет пристанищем обделённых нормальными игровыми системамиGeForce NOW будет пристанищем обделённых нормальными игровыми системами
Дженсен Хуанг: Игровые ноутбуки станут самой популярной игровой консолью в миреДженсен Хуанг: Игровые ноутбуки станут самой популярной игровой консолью в мире
NPD Group: Xbox Elite Controller Series 2 — один из самых продаваемых игровых аксессуаров в СШАNPD Group: Xbox Elite Controller Series 2 — один из самых продаваемых игровых аксессуаров в США
Блок рекламы


Похожие новости

Украинская студия сняла трейлер для новой игры Ubisoft. Съемки проходили в Карпатах и Киеве
Украинская Frogwares обвиняет экс-издателя в блокировке игр в Steam, магазинах Xbox и PlayStation. Часть игр уже недоступна
EA анонсировала Plants vs. Zombies 3 — игру уже можно протестировать на AndroidEA анонсировала Plants vs. Zombies 3 — игру уже можно протестировать на Android
Украинская команда Natus Vincere пробилась в главный мировой турнир по Dota 2, с призовым фондом в $26 млн
Украинская G30 победила в международном конкурсе мобильных инди-игр от компании Google
Разработчики Pokemon Go выпустили мобильную игру с дополненной реальностью по миру Гарри ПоттераРазработчики Pokemon Go выпустили мобильную игру с дополненной реальностью по миру Гарри Поттера
Google выпустила бесплатную игру о том, как делать игрыGoogle выпустила бесплатную игру о том, как делать игры
Tencent закрыла PUBG Mobile в Китае. Игру заменили патриотическим шутеромTencent закрыла PUBG Mobile в Китае. Игру заменили патриотическим шутером
Apple впервые за 11 лет издала игру. Это бесплатная аркада про Уоррена БаффетаApple впервые за 11 лет издала игру. Это бесплатная аркада про Уоррена Баффета
Почему вокруг Epic Games Store столько шума. 4 версии от PolygonПочему вокруг Epic Games Store столько шума. 4 версии от Polygon
Последние новости

Подгружаем последние новости