Встречайте SteamOS! Шанс для Valve, шанс для персоналки, шанс для Linux

Игровые приставки стоят на краю пропасти. У них ещё достаточно поклонников, чтобы оплатить разработку эксклюзивных игрушек, но места для манёвра всё меньше. Их давят компьютеры, ставшие мощными и дешёвыми настолько, что оправдали даже превращение самих приставок в подобие ПК (вспомните, из чего составлены Xbox One и PS4!). Их душат вездесущие мобильные устройства — с казуальным контентом, современные, нетребовательные, на любой вкус и кошелёк. Есть под игровым солнцем и четвёртая сила, занявшая и агрессивно расширяющая свой плацдарм: Valve Corporation, бывшая Valve Software. Вы знаете её как компанию, в которой нет начальников, и как создателя Steam — оригинальной платформы для дистрибуции (не только игрового!) софта. По размаху и статусу Steam уже сопоставима с игровыми империями Microsoft и Sony, а сейчас трансформирует своё главное детище в самостоятельную, обособленную операционную систему и аппаратный продукт.

SteamOS 1.0 Alchemist, увидевшая свет в минувшую пятницу, это «операционная система для телевизора и гостиной», основанная на ядре Linux. Поставив эту ОС на свой компьютер, вы получаете гарантированный (не в смысле «бесплатный», а в смысле — без шаманства) доступ к сотням, а в перспективе и тысячам игр и приложений, распространяемых через Steam. Разработчики Valve не стали строить операционку с нуля, а взяли за базу стабильную версию Debian GNU/Linux — самого или одного из самых популярных линуксовых дистрибутивов. Так что, пусть у SteamOS свой пользовательский интерфейс/рабочий стол, свой репозиторий программного обеспечения, организованный и контролируемый Valve, внутри она остаётся Линуксом и, при желании, этим легко воспользоваться.

SteamOS 1.0 — ранняя «бета», установка которой не рекомендована для среднестатистического пользователя. Инсталлятор, размером в один или три гигабайта (в зависимости от варианта), норовит занять весь винчестер и, при неправильном обращении, может завести неопытного юзера в тупик. Впрочем, тот кто рискнул поставить новинку, утверждает, что там нет ничего, что смутило бы человека, который хоть раз устанавливал Linux.

SteamOS

Слишком много «линукса» на квадратный сантиметр журнальной площади? В самой Valve тесную связь со свободной ОС считают неоценимым преимуществом. Отчасти потому, что это позволило добиться повышенной производительности (по сравнению с MS Windows), отчасти — потому что SteamOS так же открыта. Многим это, безусловно, поможет: компьютер со SteamOS легко превратить из игрового в развлекательный или даже рабочий, просто доустановив недостающий софт из репозитория Debian (там несколько десятков тысяч программ). Это свойство уже оценил кое-кто из журналистов, столкнувшись с необходимостью сделать видеозапись происходящего на экране. На всякий же случай в SteamOS предусмотрен эталонный образ системы, к которому пользователь всегда сможет откатиться, если вдруг зайдёт с экспериментами слишком далеко.

Сейчас SteamOS доступна только для скачивания с сайта Valve, но примерно с Нового года будет поставляться ещё и предустановленной на Steam Machine — персоналках рекомендованной конфигурации, произведённых Valve или её партнёрами. Три сотни тестовых образцов Steam Machine от Valve уже отправлены случайно выбранным пользователям; заявлена и как минимум одна такая машина сторонним вендором (iBuyPower). Плюс, геймер всегда сможет выбрать — купить ли готовую Steam Machine и не возиться с установкой операционки, или собрать её самому, отталкиваясь от озвученных Valve спецификаций (вполне обыкновенных, кстати: 64-разрядный процессор, UEFI-мать; единственная заминка — рекомендована видеокарта nVidia, но поддержка AMD и Intel'овских GPU обещана). Самосборный вариант будет уступать «фирменному» только отсутствием разработанного Valve Steam Machine Controller — новаторского манипулятора с двумя тачпадами и «точной обратной связью» (уже заявлено, впрочем, что его наличие не будет необходимым).

Собранная или купленная, Steam Machine одинаково выигрывает у стандартных игровых консолей вроде PS4 или Xbox One. Аппаратно они весьма схожи (да и чего удивляться, ведь и то, и другое, и третье, суть — персоналки). Но, во-первых, Steam Machine легко подогнать под имеющийся бюджет: кто-то удовольствуется типичной конфигурацией (дешевле 600 долларов), а кто-то раскошелится на суперсовременные процессор и «видео». Во-вторых, и «фирменную» и домашнюю Steam Machine одинаково легко апгрейдить: архитектура открыта, никаких тайных сюрпризов. Наконец, в-третьих, в наличии полный набор программного обеспечение — вместо «как бы компьютерных» софтверных коллекций вышеупомянутых консолей.

Valve в своём репертуаре: бета-версия Steam Machine упакована в военного вида сундук! (фото: Verge).
Valve в своём репертуаре: бета-версия Steam Machine упакована в военного вида сундук! (фото: Verge).

Вместе с тем, если у вас зачесались руки, советую не спешить качать инсталлятор. Ставить SteamOS сейчас, по большому счёту, нет смысла. Всё то же самое можно получить с гораздо меньшими трудностями, установив стандартный клиент Steam на рабочую персоналку. Тем временем SteamOS доведут до ума — вычистят баги и недоработки (например, научат её инсталлироваться второй системой), включат обещанную функцию «домашнего стриминга» (сейчас из трёх тысяч наименований в Steam, линуксоидам доступны только четыре сотни — а стриминг снимет это ограничение, позволив транслировать любую игру с Windows-компьютера) и добавят доступ к медиасервисам.

Вопрос, на который каждый аналитик пытается сейчас дать ответ, это изменит ли SteamOS расстановку сил в игровом мире? В смысле — не только оттянет ли аудиторию с приставок, но и качнёт ли стрелку весов в сторону Linux? Valve в этом не сомневается и указывает на очевидные преимущества SteamOS для разработчиков игр: операционка бесплатна для всех (в том числе производителей Steam Machine) и в значительной степени свободна (только сам клиент Steam остаётся проприетарным); пользователи имеют прямой выход на разработчиков, а те в свою очередь могут оперативно реагировать на жалобы и предложения, поскольку избавлены от вечных паразитов-посредников (издатель, владелец платформы и т.д. ).

Если вопрос кажется вам наивным — мол, где Valve, а где Microsoft или Sony! — рекомендую к Steam присмотреться. Уже сегодня она представлена армией из 65 миллионов пользователей, семь из которых находятся онлайн одновременно. И даже не учитывая, не веря другим интересным доводам (три из каждых четырёх игрушек для PC, продаваемых через интернет, продаются в Steam; совокупный трафик, генерируемый платформой, составляет несколько процентов от общего трафика глобальной сети), это сопоставимо с тиражами «настоящих» игровых консолей. Не редкость здесь и именитые разработчики. Так что у SteamOS определённо есть шанс. Есть он, получается, и у Linux.








Интересные новости
Тиражируется "Ex Machina: Меридиан 113"Тиражируется "Ex Machina: Меридиан 113"
Dragon Age Origins: скриншоты и консоли
Новые скриншоты из NFS CarbonНовые скриншоты из NFS Carbon
Voodoo Extreme выбирает игры 2008
Новые картинки WoW: The Burning CrusadeНовые картинки WoW: The Burning Crusade
Блок рекламы


Похожие новости

Valve наделит консоль Steam Deck поддержкой масштабирования AMD FSR абсолютно во всех играхValve наделит консоль Steam Deck поддержкой масштабирования AMD FSR абсолютно во всех играх
Valve рассказала о самых успешных играх Steam в уходящем году
Представлена портативная консоль OneXplayer AMD Edition, которая сможет составить конкуренцию Valve Steam Deck
Valve протестирует каждую игру в Steam на совместимость с портативной консолью Steam Deck
Valve запретила игры с NFT и блокчейном в Steam
Valve показала разборку консоли Stam Deck и настоятельно попросила не повторять увиденное
Valve подготовит Steam Deck API для быстрой оптимизации игр разработчиками
Valve: Steam Deck справится с любой игрой и обеспечит минимум 30 кадров/с
Valve запустила конкурс создания обликов для оружия в CS:GO с призовым фондом $1 млн
Присутствие Valve на PC Gaming Show 2021 ограничится рассказом о ближайшем игровом фестивале Steam
Последние новости

Подгружаем последние новости