Игромен. Интервью с создателем компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R..

Создатель компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. Сергей Григорович знает, во что играют домохозяйки и почему игры на тему оранжевой революции или российско-грузинской войны обречены на провал

В начале октября киевскую площадь Независимости оккупировали подростки в камуфлированных куртках, противогазах и напульсниках с черно-жёлтым знаком радиационной опасности. Все они изображали героев компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R., скитающихся по чернобыльской зоне отчуждения. Тинейджеры в самых эффектных костюмах получали подарки – диски с продолжением игры под названием «Зов Припяти».

Игромен. Интервью с создателем компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R.
Компьютерный гений. Сергею Григоровичу могут позавидовать многие молодые люди: он сделал бизнес на увлечении компьютерными играми (Фото: Иван Черничкин, Фокус)

Игра S.T.A.L.K.E.R. была выпущена украинской компанией GSC Game World в 2007 г., но интерес к ней по-прежнему велик. Каждый месяц стотысячным тиражом издаётся очередная книга, написанная кем-нибудь из фантастов по мотивам игры. Ещё популярнее сборники фанфиков – фанатских рассказов. О сталкерах снимают короткометражные фильмы, рисуют комиксы. Игра превратилась во всемирно известный и весьма прибыльный бренд. Её создатель, мотогонщик и обладатель шикарного Ferrari, 30-летний директор GSC Сергей Григорович, на любви к компьютерным играм зарабатывает миллионы долларов. Но некоторые его конкуренты – гораздо больше.

Добро пожаловать в зону. Очень быстро S.T.A.L.K.E.R из игры превратился в масштабный коммерческий проект, объединяющий программный продукт, книги, короткометражки и турниры для геймеров.

– Рынок игровых приставок не даёт развиваться рынку игр для персональных компьютеров. Глобальная тенденция такова: люди поняли, что компьютер нужен им либо для работы, либо для чего-то прикладного, а для игр есть приставка, и она должна стоять под телевизором. Временная тенденция – волна интереса к онлайн-играм. Сейчас востребовано всё, во что может играть большое число людей в сети. В World of Warcraft играют уже 12 миллионов человек. Треть из них платит 19 долларов абонплаты ежемесячно. 76 миллионов в месяц – это прилично.

– Такие тенденции – не в вашу пользу, ведь GSC не выпускает игр для приставок и интернета.

– Мы ведём разработки и для консолей, и для онлайн, просто об этом пока рано говорить.

– Над какими проектами сейчас работаете?

– Увы, не могу сказать. Мы много чего делаем, но кое-что запарывается и не выходит. Из десятка идей до реализации доживает одна. К тому же объявлять о новой игре нужно вовремя, за семь-девять месяцев до её выхода. Если на продукт ожидается ажиотажный спрос, то возможны более короткие кампании: быстро зажгли интерес, быстро продали. Когда мы сделали игру «Александр» по бренду фильма Оливера Стоуна, у нас были хорошие продажи на протяжении трёх недель – игру покупали, пока шёл фильм.

– Как вы решаете, о чём сделать игру?

– Гипотетически. Конечно, мы проводим маркетинговые исследования, но это делается скорее для анализа уже завершённой работы. Если собрать всех геймеров мира и спросить, во что им хочется играть, а потом сделать эту игру, – она не будет им интересна. Секрет в том, что люди не знают, чего хотят. В нашей индустрии предсказать результат сложнее, чем в кино. Разработку игр, как правило, финансируют венчурные фонды, готовые рисковать. Есть игра Moorhuhn – банальная стрельба по птичкам. Тираж сумасшедший. На стадии идеи она наверняка выглядела глуповато, но инвестор всё-таки нашёлся.

– Сегодня легко скачать «Сталкер» в интернете. Сколько вы теряете из-за пиратства и как боретесь с ним?

Доигрались. В игре трапезу «сталкеров» могут прервать монстры или зомби, в жизни – милиция.

– Пиратских копий реализуется в пять раз больше, чем лицензионных. Рассчитывать на сознательность покупателей не стоит. Тем более что «пиратку» иногда тяжело распознать – недавно я купил в Самаре, в супермаркете «Ашан», пиратский диск, практически ничем не отличающийся от лицензионного. Разработчикам нужно подстраиваться под эти реалии. Вообще мы сами заинтересованы, чтобы люди скачивали игры в интернете (за деньги. – Фокус), а не покупали коробки – это позволило бы нам сэкономить половину расходов на ритейле. Мы изменим подход: в дальнейшем игры будут «привязаны» через интернет к официальному серверу. Скачанная в сети «пиратка» не сможет быть полноценной игрой.

– Раньше за компьютерными играми сидели в основном дети, сегодня игры такого уровня, что средний возраст геймера – 30 лет. Может, скоро игра увлечёт и домохозяек?

– Женщины играют в онлайн- и казуальные игры типа тетриса, где в правилах можно разобраться за 10 секунд на интуитивном уровне. Дамы в возрасте всё больше времени проводят за такими играми. У молодых другие приоритеты. Есть проект Sims с суммарным тиражом под 20 миллионов. Там нужно развивать семью в виртуальном мире. Более половины играющих – девушки. Женщины постарше скачивают примитивные бесплатные игры в интернете – на таких игроках невозможно заработать. Хотя, может, когда-нибудь кто-то придумает, как с них взять деньги.

– В «Казаках» и «Сталкере» обыгрываются эпизоды украинской истории. Какие ещё события из нашего прошлого можно было бы использовать в игре?

– Никакие. Ни Тарас Бульба, ни события эпохи Киевской Руси не будут столь популярны. Даже «Казаки» не должны были вызвать такого ажиотажа – просто они появились в подходящее время. Дело в том, что тогда все играли в «Век Империи» – стратегию, где нужно строить город, войско, осваивать территории. Игра охватывала период от первобытно-общинного строя до Римской империи. Мы прикинули, что разработчики сделают вторую часть – Средневековье, поэтому сразу взяли эпоху Возрождения.

– В 2005 году появилась игра «Операция «Галичина», где игрок в роли российского спецназовца должен уничтожать базы украинских повстанцев, участвующих в очередной цветной революции. С какой целью создаются такие игры? Это просто провокация или добротные коммерчески проекты?

– Подобные игры не могут быть качественными. Сначала события, например такие, как 11 сентября, вызывают большой резонанс, а через три месяца о них все забывают. Если ты не успел создать игру в этот период, продолжать работу бессмысленно – интерес уже остыл. Поэтому нужно делать быстро. А если быстро, то выходят поделки никудышного качества. 

Сильная мотивация

Пару лет назад молодая вьетнамская семья несколько суток подряд играла по интернету в World of Warcraft и забыла о новорождённом ребенке, который чуть не умер от голода. В 2005 г. киевлянин Андрей Пономаренко, враждовавший в онлайн-игре Lineage II с москвичом Александром Блескиным, встретил его в реальности и забил до смерти. Православные женщины объединяются в движение «матери против компьютерной наркомании». Такие новости – не редкость, но Сергей Григорович реагирует на них спокойно.

– Есть вещи, которые нас очень интересуют. Это могут быть фильмы, сериалы. Я, допустим, четверо суток сидел и смотрел Lost, настолько он затягивает. Книги – то же самое, возьмите фанатов Гарри Поттера. Игры не исключение. Я понимаю матерей, выступающих против компьютерной наркомании. Помню себя: мама за уши от компьютера оттащить не могла. Я ещё был послушным, а есть ведь совсем неуправляемые. С одной стороны, это плохо, но с другой – лучше чем-то заниматься, чем маяться от безделья. Ребёнок сидит за компьютером, у него есть определённые увлечения. Играя, он развивает свой мозг.

– Неужели? Тяжело в это поверить.

– Есть данные исследований. Последние, американские, показывают, что тинейджеры, которые играют на компьютере, учатся лучше, чем их неиграющие сверстники. У меня ребёнок научился считать благодаря «Варкрафту». В 7 лет он уже высчитывал проценты, потому что нужно уметь это делать в игре. Здесь мотивация сильнее!

– Вы как-то сказали, что школьников можно обучать с помощью компьютерных игр. Не планируете разрабатывать такие программы?

– Это должна быть социальная инициатива какой-то компании. Нужно вложить деньги в разработку программы, протестировать её на двух-трёх школах, достучаться до Минобразования, попытаться задействовать в эксперименте пять процентов школ, после этого вывести проект на всеукраинский уровень, и если сработает – продуцировать его на Европу, США. Вот здесь можно много заработать. Очень много.

– Тогда социальная инициатива станет коммерческой.

– Да. Но до этого – только продолжительные вложения и никакой прибыли. К тому же можно получить отрицательный результат, если в системе окажется слишком много минусов. Думаю, мало кто может себе позволить потратить семь-восемь лет на отрицательный результат. 

– То есть нужно ждать, когда какая-то компания решит рискнуть?

– Я мог бы рискнуть, если бы увлёкся политикой, социальными проектами. Тогда бы можно было продвигать эту программу. Но я не интересуюсь политикой.

Евгений Сафонов, Фокус



Коды для вставки в блог\форум




Интересные новости
Sony представила PlayStation 5: слабее будущей Xbox, но так ли это важно?Sony представила PlayStation 5: слабее будущей Xbox, но так ли это важно?
Разработчик The Order: 1886 заявил, что PS5 станет одной из самых прорывных консолей в историиРазработчик The Order: 1886 заявил, что PS5 станет одной из самых прорывных консолей в истории
Выход новых игровых консолей конкурентов не вынудит NVIDIA усомниться в собственном лидерствеВыход новых игровых консолей конкурентов не вынудит NVIDIA усомниться в собственном лидерстве
Блок рекламы

блузки нарядные оптом

Похожие новости

Microsoft Xbox Series X сможет возобновлять игры с паузы даже после перезагрузкиMicrosoft Xbox Series X сможет возобновлять игры с паузы даже после перезагрузки
Игры Half-Life выложены в свободный доступИгры Half-Life выложены в свободный доступ
Названы самые прибыльные видеоигры по итогам 2019 годаНазваны самые прибыльные видеоигры по итогам 2019 года
Half-Life показал пропущенную часть истории игрыHalf-Life показал пропущенную часть истории игры
PS5, возможно, сможет запускать игры всех четырёх прежних поколений PlayStationPS5, возможно, сможет запускать игры всех четырёх прежних поколений PlayStation
Украинская студия сняла трейлер для новой игры Ubisoft. Съемки проходили в Карпатах и Киеве
«Для создания великой игры нужно чем-то жертвовать. Но многие жертвуют время на дерьмовые игры»: интервью с создателем Doom«Для создания великой игры нужно чем-то жертвовать. Но многие жертвуют время на дерьмовые игры»: интервью с создателем Doom
Google выпустила бесплатную игру о том, как делать игрыGoogle выпустила бесплатную игру о том, как делать игры
Microsoft анонсировала консоль Xbox Project Scarlett с поддержкой игры в 8K при 120 к/сMicrosoft анонсировала консоль Xbox Project Scarlett с поддержкой игры в 8K при 120 к/с
Google Stadia сможет запускать игры в 4K и 60 fps при скорости интернета 35 Мбит/сGoogle Stadia сможет запускать игры в 4K и 60 fps при скорости интернета 35 Мбит/с
Последние новости

Подгружаем последние новости